информационная безопасность
без паники и всерьез
 подробно о проекте
Rambler's Top100Страшный баг в WindowsГде водятся OGRы
BugTraq.Ru
Русский BugTraq
 Анализ криптографических сетевых... 
 Модель надежности двухузлового... 
 Специальные марковские модели надежности... 
 Microsoft обещает радикально усилить... 
 Ядро Linux избавляется от российских... 
 20 лет Ubuntu 
главная обзор RSN блог библиотека закон бред форум dnet о проекте
bugtraq.ru / закон / статьи
ЗАКОН
главная
обозрение
статьи
форум
рассылка
free soft





Вирус-убийца - окончание темы


Двадцатичетырехлетнего программиста нашли мертвым перед включенным экраном компьютера. "Скорая помощь" констатировала - кровоизлияние в мозг. Когда один из друзей погибшего взглянул на монитор, то с трудом смог отвести взгляд: возникло ощущение, словно его затягивает внутрь экрана, голову будто стянули тугие обручи, а в ушах возник монотонный шум.

Е. Стригунов, В.Мызалин "Монстры компьютерных сетей", "Комсомольская правда", 15 января 1999 г., с. 10

С помощью цитаты, вынесенной в эпиграф, я озвучил канонический вариант легенды про знаменитый "двадцать пятый кадр Фишера", в том виде, в котором она до сих пор излагается отечественной прессой и которую большинство, конечно же, читало в самых разных источниках (я, например, в трех). Вернее, озвучен кусочек легенды, в полный вариант которой входит собственно повествование про сей кадр, с помощью которого и был зверски убит несчастный программист. Кадр этот, как и всякое уважающее себя паранормальное явление, невооруженным глазом заметить невозможно, ибо человеческий глаз при просмотре телепрограммы способен видеть только лишь двадцать четыре кадра, а двадцать пятый попадает непосредственно в подсознание, делая там свое вредоносное дело...

Это я не бредил только что, я вешал вам на уши ту самую легенду. Газеты почитайте, они хоть и желтые, но им виднее...

Между тем, история с кадром Фишера заслуживает исследования, - если и не с медицинской точки зрения, то хотя бы как пример одного из парадоксов массового сознания.

Забавно иногда наблюдать, как какой-то факт овладевает людскими умами, превращаясь постепенно в аксиому. На заре фишеризации для того, чтобы читатель поверил, необходимо было сослаться на сообщения "крупнейших западных информационных агентств". Потом стало пропадать слово "крупнейших" - недобрый признак. В конце концов, после многочисленных вариаций возник финишный вариант "как известно". То есть, про кадр Фишера теперь должен знать каждый уважающий себя человек. Однако, никакой из фактов не заслуживает такой тщательной проверки, как факт общепризнанный...

Часто повторяемое в связи с "вирусом" утверждение о том, что "человеческий глаз способен улавливать только двадцать четыре кадра в секунду...", мягко говоря, неверно. Видеомагнитофон, например, в секунду воспроизводит все те же сакраментальные двадцать пять кадров, каждый из которых великолепно улавливается глазом, а минимальная частота работы современного компьютерного монитора - шестьдесят кадров. Если попробовать воспроизвести один кадр длительностью одну двадцать пятую секунды, то окажется, что заметить его все-таки можно, хотя деталей разглядеть не удастся. (Году эдак в девяностом, когда по телевидению рекламировались преимущественно банки и биржи, одна рекламная фирма, покупая для своих роликов по несколько секунд эфирного времени, показывала в секунду двадцать четыре разных кадра. Ролик следовало записать на видеомагнитофон и просмотреть в режиме покадрового воспроизведения. Но, смотря его по телевизору, можно было даже прочитать отдельные надписи). Для того чтобы спрятать изображение, о котором зритель не будет даже подозревать, такой способ явно непригоден.

Но идея о контроле над умами с помощью телевидения оказалась на редкость живучей. Одна фирма, названия которой я приводить не буду из соображений гуманизма, разработала даже метод изучения иностранных языков, состоящий в просмотре видеокассет с кадрами, в которых, как в той самой рекламе, записаны иностранные слова с переводом. Возможно, это даже работает - но это не кадр Фишера...

Для того же, чтобы все-таки получить искомый кадр надо всего ничего, - кинопроектор, да специальная аппаратура, назначением которой и будет проекция на экран нужного изображения.

...При воспроизведении кинофильма объектив проектора периодически закрывается специальной металлической шторкой. Происходит это в тот момент, когда напротив объектива находится граница между двумя соседними кадрами, и нужно для того, чтобы эта граница не была видна зрителю. В этот момент в действие и вступает специальная аппаратура, проецирующая на экран искомый кадр Фишера. Но самое главное заключается в том, что длится этот кадр ровно одну тысячную секунды - только в этом случае он не будет зафиксирован сознанием зрителя. Для того чтобы воспроизвести кадр по телевизору или монитору компьютера, нужно как минимум их доработать - вставить пару лишних блоков и новый кинескоп, возможность разработки которого - под большим сомнением. Не думаю, что подобный трюк пройдет в стране, где еще недавно к каждому электронному изделию прилагалась "схема электрическая принципиальная" для доморощенных радиолюбителей... Так что можете спокойно смотреть телевизор и играть на компьютере, - все опасности, от них исходящие, известны и ничего сверхъестественного в них нет... (В США, тем не менее, запатентован "метод и аппарат для генерации подсознательно воспринимаемых визуальных изображений", номер патента 4616261. Вышеупомянутые изображения, согласно описанию, должны генерироваться нормальным телевизором или дисплеем компьютера с помощью особым образом промодулированного сигнала кадровой и строчной разверток. В рисунках к патенту, кстати, и схема есть, а найти его можно на сайте United States Patent & Trademark Office).

Однако, уже упомянутые статьи о чуть ли не смертельных компьютерных вирусах, использующих эффект кадра Фишера, заодно переименованного в "кадр ЦРУ", спровоцировали довольно сильную истерию... Как это часто бывает в "общеполитической" прессе, статьи по преимуществу перепевали друг друга и принципиально новой информации не несли. Свет на разгадку ужасной тайны пролило лишь исследование первоисточника. Результатами делюсь с вами.

Первоначально сообщение о смертоносном вирусе, не пересказанное и не перевранное, представляло собой три заметки, которые, одну за другой, напечатала воронежская газета "Провинциальная ярмарка". С этого все и началось... Если кто-то уж очень сильно интересуется историей компьютеров, то поищите эту газету за 1994 год, номера с тридцать восьмого по сороковой, и сохраните от тлена в домашнем архиве: они того стоят.

Итак, в тридцать восьмом номере "Провинциальной ярмарки" появилась статья под названием "Компьютеры-убийцы". Открывалась она, как и положено для некомпьютерного издания, кратким введением в вирусологию: объяснялось, что такое вирусы, как они распространяются и обезвреживаются. А дальше...

Цитирую: "Вирусы доставляют и будут доставлять много неприятностей программистам и пользователям компьютеров. Для человека они, разумеется, не опасны. Так считалось до марта этого года, когда в Воронеже была зарегистрирована и, что важнее, идентифицирована смерть от компьютерного вируса". По тем временам такая фраза впечатляла... Затем шло описание страшного случая, случившегося с программистом "С.П.", который, сев за компьютер, вдруг неожиданно потерял сознание и упал. Рядом (чисто случайно) оказался "сотрудник отдела экстрасенсорики H.З., дипломированный целитель", который начал оказывать первую помощь, а впоследствии - определил, что убил человека именно компьютер. Его комментарий к случившемуся достоин того, чтобы быть приведенным без купюр:

"С.П. находился в состоянии комы. Я с первого взгляда понял, что это не алкогольное отравление. Пульса не было, дыхание затухало. Обычные средства - искусственное дыхание, непрямой массаж сердца - никакого результата не дали; я попытался поддержать его своей энергией, но и это не помогало. Я даже "вышел" из собственного тела и старался вернуть астральное тело уже в "туннеле", пока не почувствовал, что могу и сам не вернуться. Сознанию, а точнее - подсознанию С. кто-то дал такую мощную установку на смерть, что я не смог ее нейтрализовать. Да и физическое тело уже стало нефункциональным - кровоизлияние в мозг, это, знаете ли, не самая легкая поломка... Но я сумел понять, что смерть каким-то образом была связана с компьютером".

Ну как, дыбом волосы или нет еще? Немного настораживало лишь то, что участники драмы были зашифрованы под инициалами ("С.П.", "Н.З.", и "В.Д."), да странная фамилия, стоящая под текстом: "М. Ниппельбаум"... Но это, похоже, насторожило только очень недоверчивых. Сообщение о вирусе-убийце пошло по городам и весям, породив целый веер публикаций "по мотивам". Как оказалось, напрасно...

Потому что в следующем номере той же самой газеты была статья, подписанная именами "Mike Perets" (псевдоним - П.П.) и "С.Курочкин-Ряббо (старший)" и озаглавленная "Кто с вирусом к нам придет, от вируса и погибнет". В статье сообщалось о нескольких простых способах борьбы с "вирусом-убийцей", самым безотказным из которых было признано "обильное кропление монитора святой водой, который от этого быстро перегорает и вирус-убийца тем самым лишается своего основного канала воздействия на подсознание - видеоизображения". Сообщалось там также и о том, что автор вируса "был пойман Интерполом в Гонолулу 29 сентября, был принужден обезвредить вирус собственного изготовления, но при попытке сделать это потерял сознание и через 34 секунды скончался, то есть, был убит собственным детищем"...

Ну, а для самых тупых была и еще одна статья, в сороковом номере: "Вирус-убийца - продолжение темы". И рассказывалось там про новый суперфильтр для компьютерных экранов, разработанный "техническим отделом бюро пропусков информационного агентства "Петрович" в сотрудничестве с лучшими электронщиками и биоэнергетиками", который полностью нейтрализует "как 25-й кадр, так и все остальные" и представляет собой прямоугольник из любого непрозрачного материала, который нужно обрезать по размерам экрана и приклеить к монитору компьютера так, чтобы он оказался полностью закрыт. Еще говорилось о разработке антивируса против вируса-убийцы, который, к сожалению, "пока еще не совсем отлажен, из-за чего его работа сопровождается побочными эффектами - заражением машины десятком других, менее опасных вирусов, один из которых форматирует винчестер и пережигает все микросхемы постоянной памяти, находящиеся в данный момент в компьютере"... В общем, много чего там было... И подпись внизу: "H.Курочкин-Ряббо (средний), он же Mike Perets". Короче говоря, автор признался в своей невинной шутке... Но было, как всегда, поздно...

Потому что второй и третьей статей широкие массы, разумеется, не заметили: началась борьба с вирусом-убийцей.

Первой эстафету подхватила "Российская газета", в которой и до сих пор рядом с официальными текстами нормативных актов печатаются статьи про ведьм, биополя и хомячков-убийц из канализации. За ней рядами двинулись в бой и другие центральные, местные и местечковые издания.

Апофеозом же борьбы (надо сказать, вполне закономерным и симптоматичным) стала окончательная редакция второй части четвертой статьи закона "О средствах массовой информации": "Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье". (Изменения внесены Федеральным Законом от 19 августа 1995 г. №114-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", опубликован: "Собрание законодательства РФ", 24.07.95, N 30, ст. 2870, "Российская газета", N 143, 26.07.95). Надо сказать, что в первоначальном варианте этой статьи компьютерные файлы и программы не упоминались, и, думаю, если бы парламентарии читали "Провинциальную ярмарку", они не упоминались бы там и по сей день. А Mike Perets должен сейчас гордится своим невольным вкладом в законодательный процесс... Изменения, кстати, были внесены меньше чем через год после злосчастных заметок, - такая оперативность достойна гораздо лучшего применения...

Да и сейчас представители нашей представительной власти неутомимы и неугомонны: что-то около года назад при разработке одного из законов о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях они собирались ввести административную ответственность все за то же самое, чтобы, под угрозой штрафа от 20 до 500 МРОТ, никто не смог безнаказанно использовать в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах скрытых вставок, что так пагубно воздействуют на подсознание людей и оказывают вредное влияние на их здоровье... Не ввели...

К сожалению, уже невозможно проследить за тем, как наши парламентарии заразились смертоносным вирусом, но влияния на этот процесс средств массовой информации несомненно (да той же "Российской газеты", которая, наряду с просвещением народа в области парапсихологии и хомячков-убийц, является по совместительству источником официального опубликования федеральных законов, авторитетнее некуда). Это к вопросу о разборчивости в выборе публкуемых материалов. А впрочем, не судья я ни первой, ни четвертой властям: первую народ любит, четвертую - читает, широкие массы людей таки не проведешь. Значит, все в порядке.

Значит, борьба с вирусом-убийцей продолжается!..



Также на нашем сайте публикуются три описанных статьи из "Провинциальной ярмарки":
М. Ниппельбаум "Компьютеры-убийцы",
Mike Perets и С.Курочкин-Ряббо (старший) "Кто с вирусом к нам придет, от вируса и погибнет",
H.Курочкин-Ряббо (средний), он же Mike Perets "Вирус-убийца - продолжение темы".

Комментарий от самого создателя:

Mike Perets, perets70@mail.ru:

Даты, указанные в материале - подлинные, то есть писалось это мной и одним моим знакомым именно весной 1993 года, планировалось к публикации в первоапрельском номере "Вечернего Воронежа", но мы не успели. Как обычно при совместном творчестве, мы разругались насчет окончательного варианта текста, вследствие чего знакомый устранился от работы над статьей, и правильно сделал, ИМХО. Не в том смысле, что он написал бы хуже - я бы и сам сейчас писал по-другому то же самое, но... впрочем, это уже другая история, гораздо более грустная.

Кстати, три публикуемых статьи не защищены никакими законами об авторских правах, так что каждый, прочитавший их, имеет право коммерческого использования данной информации, к примеру, можно еще раз попробовать опубликовать их в измененном до неузнаваемости виде в центральных средствах массовой информации, включая радио и телевидение.

На самом деле у Фидонета гораздо более длинные руки, чем вы думаете, господа, потому что никуда больше, кроме собственной газеты и одной фидошной эхи, я данную статью не отправлял. За последующим расползанием материала по СМИ я следил неаккуратно, у меня даже нет ни одного номера использовавшей эту информацию первой "Российской газеты". Разумеется, ссылки на Fido сделано не было, да и переделка, кажется, была не из лучших. Впрочем, не читал, не знаю.

Вот, собственно. После этого мы стали морочить народ в более далекой от повседневной жизни области мистики, магии и метафизики. Специалистов в данной области, очевидно, гораздо меньше, чем в компьютерной, но все же есть, судя по периодически появляющимся в SU&RU.MAGIC вопросам насчет этого чертова вируса. Так что все истории про "смертельных старушек" и волков-оборотней прокатили на ура, в смысле, не вызвали подобного резонанса, потому что тут уж широкие массы людей не проведешь - тут они сами лучше знают, чего бывает, а чего не бывает, и почему, опять-таки, этого не бывает. Ну да ладно.

Вообще же со временем это все надоело, как бородатый анекдот - уже не смешно.

Итак.

Все вышеописанное является классическим примером использования силы печатного слова в целях массового надувательства доверчивого населения, каковое, в свою очередь, было предпринято с двумя целями - вызвать непродолжительный приступ веселья у той части данного населения, которая заметила бы незамысловатые стилевые параллели с файлом aidslist.txt, книгой Фигурнова, не помню как называется, а также характерные "приколы" насчет игры "Popcorn" и "собрания системных операторов" (которые, впрочем, были удалены из последующих версий данной информации, с чем я, как один из авторов, не совсем согласен - без них статья потеряла свое внутреннее равновесие и стала выглядеть если и шуткой, то весьма нехорошей и злой. Впрочем, ее (статью) с самого начала совершенно закономерно планировали сделать в стиле "черного юмора").

Второй же нашей целью, еще более ужасной, было желание стимулировать умственную деятельность у той части населения, которая данных аллюзий бы не заметила и заморочилась.

В общем, я с удовольствием заявляю, что данное сочетание свойств вируса принципиально невозможно сразу по нескольким причинам: во-первых, комбинация цветовых пятен - слишком слабый прием для подобной гиперстимуляции сердечной деятельности, если только пациент перед ее восприятием не принимал стрихнин или другие сильнодействующие стимуляторы коры головного мозга. Данное состояние системы кровообращения, вообще говоря, может быть вызвано только лошадиной дозой какого-либо из низших фенэтиламинов.

Во-вторых, существующее аппаратное обеспечение видеоинтерфейса не позволяет управлять последовательностью отдельных кадров, кстати, о данной возможности долгое время шли бесплодные дискуссии в эхах типа SU.HARD.*, и там не раз, насколько я знаю, приходили к подобному выводу.

И наконец, - никакой интеллект не способен воткнуть все это великолепие в 666 байт. Программы, которые позволяют достичь некоторого (весьма слабого) психоделического эффекта тем способом, который был описан в статье - генерацией цветовых пятен/узоров, влияющих на состояние сознания, те, которые я лично видел, занимали не меньше 20 килобайт исполняемого кода.





Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru



  » вперед

  Copyright © 2001-2024 Dmitry Leonov   Page build time: 0 s   Design: Vadim Derkach