В августе 1962 г. доктор наук Джон Ликлайдер, работающий в лаборатории Массачусетского технологического института, представил общественности свой доклад под названием "Galactic Network". Автор предсказывал появление в будущем глобальной сети, получить доступ к которой сможет любой желающий и которая соединит компьютеры по всему миру. Помимо общей идеи, в докладе были достаточно подробно описаны принципы, на которых должна строиться такая сеть. В то время подобная мысль напоминала фантастику. Мало кто верил в возможность безграничного доступа к информации с помощью компьютеров. Но не прошло и десяти лет, как компьютерная сеть ARPAnet стала пускать первые корни, охватывая Америку и постепенно перебираясь за океан.
В 1957 г. в Советском Союзе запустили первый в мире искусственный спутник. Это был большой шаг вперед на пути к созданию сети глобальных телекоммуникаций. И столь же большой удар по честолюбию американцев, стремившихся во всем быть первыми. В противовес космическим достижениям СССР, Департамент Защиты США сформировал Агентство по Разработке Передовых Технологий (ARPA), целью которого было проводить исследования в области науки и техники, следить за состоянием этой области в других странах. Основными направлениями ARPA в это время были космос, баллистические ракеты и ядерное оружие. В октябре 1962 г. Агентство направило усилия на изучение перспективной компьютерной отрасли и создало комитет, занимающийся разработкой компьютерных коммуникаций. Его главой назначили Джона Ликлайдера, который сразу же пригласил в свои ряды ученых, до этого работавших над концепцией компьютерных сетей: Ивана Сюзерленда, Боба Тейлора, а чуть позже Лари Робертса. На контрактной основе к сотрудничеству были также привлечены многие другие люди, преимущественно компьютерные специалисты и профессора из институтов.
В 1964 г. Леонард Клейнрок, ученый из МИТ, опубликовал свою книгу, в которой показывал преимущества пакетного обмена данными (когда отсылаемая информация делится на части и отправляется в таком виде через разные узлы, чтобы в конце снова соединиться в одно целое) перед циклическим (данные передаются сплошным потоком по одному каналу). Пакетная технология была намного более гибкой, позволяла сохранить работоспособность сети даже после выхода из строя множества узлов. В первый раз ее испытали в 1965 г. Томас Мэрилл и Лари Робертс, соединив посредством телефонных линий Массачусетский TX-2 с компьютером AN/FSQ-32, находящимся в институте Беркли (Калифорния). Этим экспериментом двое ученых доказали, что для соединения компьютеров в сеть не обязательно проводить дополнительную паутину линий (что казалось неоспоримым фактом), а можно вполне воспользоваться уже проложенной телефонными кампаниями.
Весной 1967 года состоялась большая конференция сотрудников ARPA и просто людей, принимавших участие в создании первой компьютерной сети. Ученые, до этого не знавшие друг друга, но работавшие над сходными задачами, смогли вместе обсудить все детали и вынести первые стандарты коммуникационных технологий. На конференции были выделены две основные
проблемы, которые предстояло решить: создать такую архитектуру сети, при которой разделение ресурсов между компьютерами будет оптимальным, а также найти способ быстрого оснащения операционных систем сетевым протоколом обмена данными.
В конце 1967 г. новый глава компьютерного отдела ARPA Лари Робертс опубликовал первую схему сети ARPAnet. В ней отразились все лучшие идеи и разработки команд из Массачусетского Технологического института, Национальной Лаборатории Физики (NPL) и корпорации RAND, работавших над проектом отдельно друг от друга. К этому времени практически все уже было готово, чтобы воплотить грандиозный замысел в жизнь. Оставалось только создать протокол, позволяющий компьютерам отсылать и принимать пакетные данные. Сделать это вызвались несколько разных команд, но контракт ARPA стоимостью миллион долларов достался группе "Bolt Beranek and Newman", возглавляемой Френком Хартом. В декабре 1968 г. BBN представила Interface Message Processors (IMP's) - родоначальник современного TCP/IP. А в апреле следующего года стартовал первый документ Request for Comment (RFC) под названием "Host Software", написанный Стивом Крокером. Первые RFC публиковались на бумаге и рассылались посредством обыкновенной почты. Только с появлением в 1973 г. протокола FTP, технические документации обретут электронный формат и будут общедоступны на специальных FTP-серверах.
Осенью 1969 г. все подготовки были завершены, настало время запускать проект, над которым работали десятки людей на протяжении более 7 лет. За большой вклад Клейнрока в разработку сети, первым узлом решили сделать компьютер, находящийся в его Центре Сетевых Разработок в институте UCLA (University of California Los Angeles). Вторым узлом стал компьютер Стенфордского Исследовательского Института, которым руководил Дуглас Ингелбарт. На обоих машинах установили IMP's, их соединили через телефонную сеть, и 29 октября команда из UCLA попыталась залогиниться на удаленный хост. Клейнрок вводил поочередно "L", "O" и по другой телефонной линии спрашивал, видят ли на том конце появляющиеся символы. Ингелбарт отвечал утвердительно. Но как только они нажали букву "G" система зависла. Несмотря на это (впоследствии оказалось, что сбой произошел в результате незначительной ошибки), тот октябрьский день вошел в историю, знаменуя рождение первой в мире компьютерной сети ARPAnet.
Два месяца спустя к сети подключились еще две машины: из Исследовательского центра в Санта Барбаре и Университета штата Юты. А к декабрю 1971 г. ARPAnet соединяла уже 23 компьютера.
В октябре 1972 г. на Международной Конференции по Компьютерным Коммуникациям (ICCC), состоявшейся в Вашингтоне, прошла первая публичная демонстрация сети. Бобу Кану - организатору конференции, понадобился целый год, чтобы собрать всех людей, являющихся ключевыми фигурами в техническом прогрессе. В огромном зале Отеля Хилтон находился компьютер, на который, в присутствии нескольких сот гостей, установили сетевой протокол. После этого каждый, даже самый скептически настроенный зритель, мог своими глазами увидеть ARPAnet в действии. Это был безоговорочный успех.
В последующие годы сеть стала быстро расширятся, сначала в США, а затем и по всему миру. После Вашингтонской конференции стало очевидно, что за ARPAnet будущее. В ее развитие стали вливаться большие средства, было создано несколько организаций, специально занимающихся совершенствованием сетевых технологий (как, например, International Network Working Group). В 1972 г. Рэй Томлинсон, работавший на BBN, написал программу для отправки и получения текстовых сообщений, которую назвал e-mail. Через несколько лет Дэвид Кларк со своей исследовательской группой из МИТ оптимизировали протокол TCP/IP, сделав возможным его внедрение на персональные компьютеры. Это дало толчок в развитие локальных сетей, которые объединялись друг с другом и еще больше расширяли глобальную паутину. В 1984 г. количество узлов в сети перевалило за тысячу, прежняя система адресации стала неудобной (адреса вводились по IP, а для описания всех хостов существовал большой справочный файл). В это время появилась таблица Пола Мокапетриса Domain Name System (DNS). А первый домен symbolics.com был зарегистрирован 15 марта следующего года.
В середине 80-х гг. ARPAnet уже представляла из себя достаточно развитую сеть и к ней, помимо крупных организаций, стали подключаться частные лица (многие из которых, называющие себя хакерами, делали это нелегально). В 1989 г. количество хостов превысило 100-тысячную отметку. А в 1990 г. провайдер "The World" стал предоставлять первые в мире услуги по коммерческому подключению к сети. В том же году выросшая и до неузнаваемости изменившаяся ARPAnet превратилась в Интернет...
Практически с самого появления ARPAnet, ученые крупнейших исследовательских центров использовали ее как лучшее средство для обмена идеями и сотрудничества. Для простых пользователей в начале 80-х гг. она была недоступна. К тому же голая, лишенная каких бы то ни было удобств, сеть не представляла большого интереса для владельцев 8-битных персоналок. Гораздо большее их внимание в это время привлекла к себе другая новинка - простая в реализации, но очень удобная для общения система под названием BBS.
Варду Кристенсену не было еще и семнадцати, когда на столе в его комнате уже лежал первый компьютер, самостоятельно собранный из неизвестно откуда принесенных запчастей. Скорее даже не компьютер - жалкое подобие допотопного калькулятора. Но какая разница, ведь эта вещь работала! Для парня это был как раз тот возраст, когда нужно выбирать, кем быть дальше, чему себя посвятить. Вард не имел об этом ни малейшего понятия. Однажды преподаватель услышал о его компьютере и спросил, не хотел бы он научиться программировать эти сложные машины. Этот невинный вопрос решил его дальнейшую судьбу.
Окончив школу в 1965 г., Вард поступил на летние курсы IBM, где окончательно убедился в своем желании связать жизнь с компьютерами. После колледжа, в котором он изучал физику и химию, Кристенсен устроился на работу в компанию IBM. Наверное, не столько из-за солидной зарплаты, сколько из-за возможности быть рядом с любимыми электронными машинами. Но здесь его ждало разочарование - должность, на которую его назначили, не предусматривала наличия компьютера. Он не стал увольняться, а просто купил в 1975 г. "Альтаир" - один из первых персональных компьютеров, на котором продолжил изучать программирование. В том же году Вард познакомился с Рэнди Сьюзом, который, как и он, в то время работал над записывающим устройством связи. Благодаря общим интересам, они быстро сдружились.
У Рэнди дома стоял CP/M - мощная для своего времени машина с дисководом для 8-дюймовых дискет и модемом. Так как приятели жили на расстоянии более 50 км. друг от друга и каждый имел доступ к новым программам, возникла проблема обмена софтом. Ездить каждый раз в такую даль, чтобы переписать пару утилит было неудобно, а по почте дискеты шли довольно долго. В конце весны 1977 г. Вард написал программу MODEM.ASM (позже переименуется в XMODEM), которая вошла в историю как первый терминал для персональных компьютеров.
16 января 1978 г. Америку накрыл чудовищной силы снежный шторм. На улицах было полностью остановлено движение, люди не могли выйти из дома, чтобы попасть на работу. Дабы не скучать без дела, Вард и Рэнди названивали друг другу, обсуждая идеи создания чего-нибудь нового. Одной из таких идей был виртуального клуб, куда мог бы зайти любой желающий, оставить комментарии, прочитать заметки других пользователей и скачать файлы. Предложение Варда понравилось Рэнди, друзья распределили обязанности (Кристенсену досталась программная часть, Сьюз занимался железом) и приступили к работе. За основу взяли доску объявлений клуба компьютерных энтузиастов, который посещали вместе. Практически весь софт был на писан на языке Бейсик, а характеристики компьютера, который собрал Рэнди, выглядели так: материнская плата 3P+S, процессор 8080, видеокарта VDM, 8Кб оперативной памяти, 8-дюймовый дисковод (с дискетами на 173 Кб), CP/M Bios и Hayes-модем на 300 бод. Всего две недели спустя приятели уже установили и тестировали первую в мире BBS - Computerized Bulletin Board System (Компьютерная Доска Объявлений).
Вард и Рэнди сообщили о своем изобретении ребятам из ARPAnet, а также написали статью о своем детище в компьютерный журнал "BYTE". Через некоторое время к ним обратился представитель сети PCNET с предложением приобрести копию программы. Они сошлись на цене 50$, а после этого заинтересованные лица ручейком потянулись к создателям. Несколько новых BBS появилось сначала в Чикаго, а потом и в других городах США. Вскоре написанная Кристенсеном программа стала общедоступной, с этого момента и начала вести отсчет эпоха BBS.
Несколько месяцев спустя после появления в Чикаго первых BBS, Бернард Клатт, живущий в тихом городке недалеко от Лос-Анджелеса и работающий на компанию Digital Equipment, написал на Бейсике систему, аналогичную изобретению Варда Кристенсена и Рэнди Сьюза. Правда возможностей в ней было побольше, да и компьютер PDP-6, на котором обитала эта система, был куда мощнее. Свою BBS-ку Клатт назвал 8BBS.
В 1980 г. на территории США уже насчитывалось не менее тысячи электронных досок. Среди них было немало пиратских, на которых можно было бесплатно скачать коммерческие программы и обменяться свежим варезом. Тем не менее абсолютное большинство досок были известны лишь в узком кругу. 8BBS стала первой по настоящему популярной системой среди представителей компьютерного андеграунда. Дело в том, что ее автор был ярым сторонником свободы слова и сразу после запуска BBS объявил о полном отсутствии на ней цензуры. Можно было обсуждать что угодно и изъясняться любыми терминами, письма удалялись лишь тогда, когда на диске уже не оставалось свободного места.
Практически с самого своего рождения, 8BBS стала притягивать к себе фрикеров и хакеров всех мастей. Она впитала в себя тот дух сплоченного сообщества, который был так важен для компьютерных и телефонных энтузиастов. Наряду с типичными для всех BBS объявлениями о купле/продаже, на 8BBS стали частенько появляться номера кредитных карточек, пароли к различным компьютерным системам и нелегальные технические уловки. Со временем эта информация стала основной, а сама система получила известность, как самая большая электронная фрикерская тусовка в стране. Среди нескольких сот постоянных участников 8BBS было много известнейших личностей, составлявших в то время фрикерскую элиту: Roscoe, Susan Thunder, Kevin Mitnick, Dave Starr, Tuc, Lord Digital, Scan Man.
В начале 1982 г. фрикеры из Филадельфии прислали Клатту в подарок новый высокоскоростной модем, чтобы повысить скорость соединения. Как оказалось позже, модем заказали по ворованной кредитной карточке, и в апреле того же года, когда Бернард находился в отпуске в Канаде, ему на квартиру нагрянула полиция. В результате было конфисковано все оборудование и дискеты, содержащие архив сообщений 8BBS. Возбуждать уголовное дело против него не стали, но начальство, узнав про обыск и маленькое хобби, уволило Клатта с работы. Так закончилась история крупнейшей хакерской борды начала 80-х.
В конце 1983 г. Грег Шейфер, автор системы BBS для компьютера Apple, получил письмо от некоего Quasi Moto. Того заинтересовала программа, написанная Грегом и он выразил желание создать собственную BBS. Тема разговора постепенно перешла от электронных досок к компьютерным играм и собеседники обнаружили, что оба они являются большими поклонниками текстовой фэнтезийной игры "Extended Adventure". Последующие несколько дней были посвящены обсуждению лабиринтов и магического слова "Plover", которое неоднократно использовалось во время прохождения.
В январе '84 Quasi Moto и его приятель Lex Luthor запустили BBS, получившую название Plovernet. В отличие от многих других досок, эта была посвящена исключительно фрикингу и хакерству. Так как оба создателя были завсегдатаями многочисленных электронных тусовок, они широко разрекламировали свое детище и уже несколько дней спустя телефон системы стал занят круглосуточно.
Авторы хотели создать как можно более простую в использовании и общедоступную систему. Поэтому единственной запароленной секцией была "Phreak Philes". Получить к ней доступ можно было хорошо себя зарекомендовав на форуме, прислав полезный варез или просто пожертвовав создателям 5 баксов. Впрочем, в остальных разделах можно было тоже найти много интересного: от описания свежих уязвимостей и схем всевозможных блубоксов до техник социальной инженерии и новостей хакерского мира. За год количество членов Plovernet достигло 600 человек, что было абсолютным рекордом среди всех остальных BBS. Система не останавливала работу ни на минуту. Из-за того, что многие включали модем на автодозвон, а количество звонков на борду достиг предела, телефонная компания LDX была вынуждена блокировать доступ к домашнему телефону Quasi Moto. Но разве это могло остановить предприимчивых фрикеров?
На одной из тусовок, проводимых журналом TAP, Нью Йоркский хакер Paul Muad'Dib подарил оператору Plovernet новый дисковод, позволяющий считывать дискеты объемом 600 Kb. Это позволило увеличить количество файлов и информации на BBS до более 1 мегабайта (до этого Apple ][+ работал с тремя 173-килобайтными дискетами), что было весьма прилично для фрикерской борды того времени.
Plovernet BBS интенсивно работала до конца 1984 г., когда семья Quasi Moto переехала во Флориду. Через два месяца оператор восстановил систему, но немногие знали о новом телефонном номере, те же, кто знал - за прошедшее время успели осесть на других электронных тусовках. В феврале 1985 г. Quasi Moto решил, что дальше держать систему смысла нет и легендарная Plovernet была закрыта.
В начале 1984 г. ко-сисоп Plovernet BBS Lex Luthor присоединился к хакерской группе Knights of Shadow. Отбор в команду был очень жесткий, поэтому, когда Lex предложил принять двух своих друзей, остальные члены KoS ему отказали. Уговаривать он не стал, а вместо этого создал собственную BBS под названием Legion of Doom, благодаря которой собирался собрать новую группу. Его система была закрытой для посторонних, доступ можно было получить только по приглашению. По задумке автора, Legion of Doom должна была стать элитной хакерской бордой, в которой будут общаться лучшие из лучших. Сразу после запуска станции, Lex пригласил всех своих друзей-фрикеров, а также наиболее авторитетных участников Plovernet и некоторых других BBS.
Максимальное количество членов LoD насчитывало около 150 человек, а число сообщений в день достигало 15. Это было на порядок меньше, чем в системе Quasi Moto, но новая BBS-ка брала не количеством, а качеством. Каждый из людей, имевших полный доступ, успел себя зарекомендовать в мире компьютерного андеграунда и имел как минимум неплохие познания в вычислительной технике. Поэтому каждый вопрос и ответ, публикуемый на борде, нес полезную информацию. Обитель Lex'a Luthor'a была самой защищенной в свое время. Она имела два уровня секретности - для приглашенных и для членов группы Legion of Doom, вмещала огромное количество специфического вареза (сканеры, тоногенераторы, пассворд-кракеры, вордилеры) и документаций. Настоящий хакерский рай!
На протяжение 80-х LoD BBS несколько раз меняла места обитания, операторов и телефонный номер. В период повальных арестов ходили слухи о том, что в систему под видом хакеров проникли сотрудники спецслужб. Это чуть не оттолкнуло многих участников от любимой тусовки. Известность BBS и закрытые секции, хранящие редкие программы, привлекали десятки хацкеров, пытающихся обойти систему безопасности. Но нет ни одного источника, в котором утверждается, что кому-то это удалось.
Legion of Doom бережно поддерживалась многими людьми, которым была не безразлична хакерская сцена. Благодаря им BBS'ка просуществовала почти до середины 90-х. Но стремительно развивающийся в это время интернет, стал потихоньку вымещать электронные доски. Постоянные посетители борд перешли на IRC и форумы, BBS закрывались одна за другой. Вместо привычных телефонных систем со старым-добрым софтом и приглашением, стали появляться IP BBS, хранящие гигабайты вареза и основанные на интернет-технологиях. Лишь некоторые энтузиасты, вспоминающие с ностальгией о "золотых годах ", до сих пор держут скромные борды. Напоминающие о безвозвратно ушедшем времени, являющиеся отголоском прошлого.
(c) mindw0rk, mindw0rk@mail.ru
(c) "Gameland", март 2003
обсудить | все отзывы (0) | |
[25406; 6; 8.16] |
|
|