В последние годы телефонные террористы стали нормой нашей жизни и приведенные выше звонки уже мало кого удивляют. Зная, что такое может произойти, люди зачастую даже не задумываются о том, имеется ли какая-нибудь подоплека под таким звонком. Телефонные "шутники" пользуются тем, что абсолютное большинство людей опасаются терактов и поэтому такие "шутники" неистребимы. Но причем тут информационная безопасность? А притом, что аналогичными методами пользуются и хакеры, пытающиеся проникнуть в различные корпоративные сети и украсть какие-либо секреты. Эти методы, получившие название social engineering (на русский язык переводится это плохо, хотя некоторые авторы используют дословный перевод "социальный инжиниринг") и являются темой данной статьи.
Случай первый. В разгар рабочего дня в операционном зале банка раздается звонок. Молодая операционистка поднимает трубку телефона и слышит мужской голос:
Случай второй. Пользователи получают письмо от имени службы технической поддержки своего Internet-провайдера со следующим текстом: "Уважаемый пользователь бесплатной службы электронной почты "ОПАТЕЛЕКОМ"! Вас беспокоит служба технической поддержки сервера mail.domain.ru. В связи с участившимися в последнее время случаями краж паролей у наших пользователей мы просим срочно изменить Ваш существующий пароль на новый - o7gNaFu8. Данный пароль очень трудно подобрать хакерам и ваш почтовый ящик будет в полной безопасности.
Надеемся на Ваше понимание и содействие.
С уважением, служба технической поддержки сервера mail.domain.ru"
"Описанные выше два случая - это сказки для детей", - скажете вы. "На самом деле такого не бывает". Скажете и будете не правы. Чтобы лишний раз убедить вас в этом - приведу только два примера "из жизни".
По данным издания "Компьютерра", 12 июня 2000 г. неизвестный хакер сумел добраться до базы данных с адресами электронной почты клиентов канадского онлайнового магазина Future Shop. Правда, сам Future Shop здесь не причем - рассылка электронных писем осуществлялась при помощи третьей стороны. Хакер, взломав сервер этой компании, сумел отдать команду на массовую рассылку сообщений всем 10000 клиентам Future Shop. В письме говорилось о том, что номера их кредитных карточек были украдены, а посему они должны срочно их заменить. Заголовок письма выглядел так, как будто его послали владельцы Future Shop. Большого вреда хакер, к счастью, причинить не успел. Администраторы магазина оперативно связались со всеми крупными эмитентами кредитных карт и предупредили об этом неприятном инциденте. Свои карты успели поменять менее 50 человек.
Другой пример подробно описан на странице http://www.citforum.ru/internet/securities/seccas1.shtml и я не хотел бы его лишний раз пересказывать. Хочу только отметить, что современные технологии Internet позволяют создавать сообщения электронной почты таким образом, что они будут выглядеть "как настоящие", со всеми атрибутами (адрес и имя отправителя, подпись и т.д.).
Каждый из нас имеет струны, за которые стоит только подергать и все, вы размякли, не готовы критически оценивать свои поступки и будете делать все, о чем вас попросит опытный психолог, манипулирующий вами, как кукловод. Не стоит думать, что влиять на ваши поступки может только квалифицированный психолог. Эта наука доступна любому, потратившему на ознакомление с ее азами всего-лишь 1-2 часа. Каждый человек имеет болевые точки, поразить которые и есть задача хакера, желающего использовать социальный инжиниринг в своей противоправной деятельности.
При этом, если всех так называемых психокомплексов существует несколько десятков, то тех, которые применяются хакерами, не так уж и много. Перечислю их:
Никакими техническими мерами защититься от социального инжиниринга практически невозможно. А все потому, что злоумышленники используют слабости не технических средств, а как уже говорилось выше, слабость человеческой души. Поэтому единственный способ противодействовать злоумышленникам - постоянная и правильная работа с человеческим фактором.
Если вы - сотрудник организации, то необходимо провести обучение корпоративных пользователей, включая и тех, кто обращается к данным, системам и сетям извне (т.е. партнеров и клиентов). Такое обучение может проводиться как силами самой организации, так и при помощи приглашенных специалистов, а также в специализированных учебных центрах, которые стали в последнее время появляться в России, как грибы после дождя. Форма обучения может быть разная - начиная от теоретических занятий и обычных прктикумов и заканчивая online-семинарами, проводимыми через Internet, и ролевыми играми. Во время обучения обычные пользователи (не занимающиеся вопросами информационной безопасности в рамках своей основной работы) должны изучить следующие темы (помимо других тем, связанных с правильным выбором паролей, общими положениями политики безопасности организации и т.д.):
Эти же темы должны изучаться и теми пользователями, которые используют компьютеры и сеть Internet из дома, в своих личных целях. Однако, если для корпоративного пользователя возможны описанные выше варианты обучения, то домашний пользователь может о них забыть. Не каждый человек готов выложить из своего кармана от 100 до 500 долларов за курс, выгода от которого достаточно эфемерна. Ведь атаку вас может ждать в будущем, а деньги надо выкладывать уже сейчас. Поэтому рядовому пользователю остается только самообразование по книгам, журналам и Internet, которые подчас ничем не уступают дорогостоящему обучению (в части информативности).
Прежде чем начинать реализовывать процесс корпоративного обучения, зачастую очень дорогостоящий, необходимо оценить уровень знаний персонала компании, который будет эксплуатировать имеющуюся или создаваемую инфраструктуру защиты информации. Если персонал не обладает необходимыми знаниями, то спросите кандидатов на обучение, каких знаний им не хватает. Несмотря на кажущуюся абсурдность этого совета, зачастую это самый простой путь, чтобы с минимальными затратами достичь максимальных результатов. Особенно тогда, когда вы не в состоянии правильно оценить уровень знаний своих сотрудников. Проанализируйте собранную информацию и разработайте (возможно с привлечением сторонних организаций) программу обучения сотрудников по вопросам обеспечения информационной безопасности. Такая программа должна быть разделена как минимум на две части. Первая часть должна быть ориентирована на рядовых сотрудников, а вторая - на персонал, отвечающий за информационную безопасность. Помимо всего прочего обучение должно быть обязательным для всех новых сотрудников, принимаемых на работу, и должно рассматривать все аспекты функциональных обязанностей служащего. По мере разработки этой программы примените ее в организации.
Необходимо периодически проверять эффективность обучения и готовности служащих к выполнению действий, связанных с обеспечением информационной безопасности. Регулярно проводите для своего персонала занятия по повышению квалификации, рассказывающие о новых изменениях в стратегии и процедурах безопасности, а также устраивайте "разбор полетов" после зафиксированных серьезных инцидентов. Для этого необходимо проводить регулярные тренинги, повышающие квалификацию персонала и отрабатывающие ситуации, которые могут появляться в реальности. Если такие ролевые игры проводятся у военных или в авиакомпаниях, то почему бы вам не использовать этот проверенный временем способ? Это позволит удостовериться, что персонал организации знает свои обязанности "на 5" и сможет адекватно реагировать на регулярно возникающие в последнее время критические ситуации, связанные с информационной безопасностью.
Об авторе:
Алексей Викторович Лукацкий, заместитель директора по маркетингу Научно-инженерного предприятия "Информзащита" (Москва). Автор книги "Обнаружение атак". Сертифицированный инструктор по безопасности компании Internet Security Systems. Сертифицированный инженер по безопасности компании Check Point Software Technologies. Связаться с ним можно по тел. (095) 937-3385 или e-mail: luka@infosec.ru.
13 ноября 2001 г.
обсудить | все отзывы (4) | |
[16936; 4; 5.25] |
|
|