физическое 28.05.14 21:17 // оригинал
Посидел с ребенкой над билетами к экзамену по физике и немного офигел - в нынешних учебниках им (в физмат-классе, на минуточку) к восьмому классу ухитряются дать немалый кусок предмета (статику, оптику, верхи гидростатики, термодинамики и электричества), аккуратно обойдясь без введения понятия "ускорение". Т.е. как-то сразу после равномерного движения внезапно перескакивают на силы. Причем про вес как mg они говорят, но второй закон Ньютона с законом всемирного тяготения внезапно оказались за бортом, типа g - это просто такая загадочная константа. Совершенно непонятно, с чем связано такое слепое пятно в картине мира, по сравнению с другими темами ускорение особой сложности вроде не добавляет, но целый класс задач без него провисает.
Update: все оказалось чуть лучше; понял это, посмотрев выложенные добрыми людьми советские учебники. Там в первом учебнике (6-7 класс), про который я совсем забыл, давали все очень похоже на первый учебник тут - сначала равномерное движение, потом действительно сразу силы, давление, Архимед, работа и мощность, заканчивая рычагами и законом сохранения энергии, все на обзорном уровне.
С 8 класса все возвращалось к началу, честно давали ускорение, законы Ньютона, колебания и волны, и только на следующий год переходили к теплопроводности, тепловым двигателям, электричеству и т.д. Эта логика чтения курса и осталась в памяти.
Сейчас же учебник 8 класса продолжает обзорный курс 7 класса, и в нем добираются до теплоты, электричества и оптики, пусть и на обзорном уровне, но раньше, чем в мое время, это и сбило. Осталось понять, что из всего этого потом будут давать развернуто.