информационная безопасность
без паники и всерьез
 подробно о проекте
Rambler's Top100Сетевые кракеры и правда о деле ЛевинаПортрет посетителя
BugTraq.Ru
Русский BugTraq
 Анализ криптографических сетевых... 
 Модель надежности двухузлового... 
 Специальные марковские модели надежности... 
 Microsoft обещает радикально усилить... 
 Ядро Linux избавляется от российских... 
 20 лет Ubuntu 
главная обзор RSN блог библиотека закон бред форум dnet о проекте
bugtraq.ru / библиотека / underground
БИБЛИОТЕКА
вход в библиотеку
книги
безопасность
программирование
криптография
internals
www
телефония
underground
беллетристика
разное
обзор: избранное
конкурс
рейтинг статей
обсуждение




Подписка:
BuqTraq: Обзор
RSN
БСК
Закон есть закон




Культура дискмагов
mindw0rk
Опубликовано: dl, 06.09.04 03:23

Году эдак в 96, когда PC еще был не в моде, в моей комнате на столе стоял навороченный спектрум в элитном корпусе, с дисководом, музыкальным чипом AY и 128 Кб оперативки. В нашем маленьком городишке у меня была самая большая коллекция дисков с ZX софтом. Игры, демки, системные утилиты… я записывал все, что мог только найти. Однажды один из приятелей притащил пачку дискет, среди которых оказалась копия электронного журнала «ZX-Format #4.5». До этого дискмагов я никогда не видел и был настолько впечатлен, что перечитал его от начала до конца несколько раз подряд.

Уже позже, подключившись к инету и зайдя на http://zx.da.ru, я познакомился с легендарным Spectrofon’ом и другими популярными спековскими изданиями.

Дискмаги – это не просто журналы, их считают вестником сцены. Поэтому, рассказать тебе о том, откуда они появились и какие они сейчас – мой перед тобой гражданский долг.

Первые ласточки

Началось все во второй половине 80-х гг., в самый расцвет краксцены на Commodore 64. В это время уже стали появляться первые демки, сценой рулила элита. Что такое дискмаг еще никто не знал, хотя электронных журналов было достаточно. Обычные текстовые файлы, вмещающие несколько статей, и посвященные описанию новых релизов. Особенно много их было на ASCII сцене, которая сосредоточилась в США.

Также большой популярностью пользовались простенькие интры с 1-2 эффектами, где под фоновую мызыку по экрану бежал скроллинг, передавая привет всем друзьям, знакомым и друзьям знакомых.

Первые эксперименты с мультимедийными журналами начались в 1988 г. А первым творением, выделившим концепцию дискмагов, стал пилотный выпуск «Sex’n’Crime», вышедший в феврале 1989 г. Состоял он из десятка статей на сценовые темы (новости, слухи, интервью, обзор игр, чарт), фоновой музыки и простенькой оболочки (чтобы выбрать статью, нужно было нажать соответствующую цифру). Правда, размер пока не дотягивал до размера пятидюймовой дискеты, но начало было положено, и идею подхватили другие сценеры.

В течение следующих двух лет клоны «Sex’n’Crime» заполонили андеграундовые борды. Журналы лепили все, кому не лень. Подобное разнообразие не самым лучшим образом сказывалось на качестве. Попадалось много поделок, где из 5 статей одна была напутствием редактора, вторая – перепечаткой ньюсов, третья – сомнительной ценности обзором каких-то прог, четвертая – рекламой в духе «меняюсь дисками, хочу переписываться», а пятая – рассказом, выдранным из печатного журнала. Почти все коммодоровские дискмаги были на одно лицо. Никто не хотел изобретать велосипед, и просто оставлял привычный шелл с выбором раздела по нажатию цифры, меняя только шрифт и содержание.

Намного лучше дело обстояло на Амиге – компьютере, который появился в конце 80-х и к началу 90-х стал хитом продаж. Возможности платформы позволяли создавать графику и музыку на порядок лучше коммодоровской. И, когда на Амиге появились первые электронные журналы – они были настоящим дискмагами, качественными, интересными, красивыми. У старичков-амижников наверняка еще не выветрилась память о RAW, ROM, Grapevine и Generation – ведущих изданиях Amig’овой демосцены. Эти журналы ждали с нетерпением, так как в каждом номере печатались только интересные и эксклюзивные вещи.

Спековский бум

ZX-Spectrum постигла участь C-64, но на несколько лет позже. В первой половине 90-х единственным достойным электронным изданием был Spectrofon, издававшийся фирмой STEP в Москве. Так как журнал был коммерческим, авторы серьезно подходили как к написанию статей, так и своевременному выходу своего детища.

Монополию Спектрофона разрушил ZX-Format, который впервые вышел в 1995 г. и быстро стал ведущим СМИ российской ZX-сцены. Через год, когда российская сцена была на пике популярности, стало появляться куча самопальных изданий. Компьютерная журналистика поделилась на два вида: дискмаги и е-паперы. Дискмаги обычно выходили на двух дисках: первый - сам журнал, второй – приложение с новым софтом. Интро перед загрузкой, оригинальная оболочка с удобной навигацией, хороший ассортимент фоновой музыки на выбор, иллюстрации, вставленные в материалы, несколько разделов с приличным количеством статей в каждом – все это стало стандартом для каждого приличного дискмага. Лучшими спековскими журналами были: Spectrofon, Adventurer, ZX-Format, D?j? vu, Scenergy, Oberon и ZX-Power. Газеты занимали совсем небольшой объем и представляли собой текстовый файл, заключенный в простенькую оболочку. Выходили они гораздо чаще (раз в неделю, в отличие от раза в 3-6 месяцев у дискмагов), и служили в основном для обзора новостей и свежих релизов. Центровыми газетами были ZX-News, ZX-Pilot, Online, Nicron и Body.

В отличие от дискмагов на C-64, которые обычно распространялись через BBS, спековская пресса переходила из рук в руки. Авторы основных дискмагов ставили защиты от копирования, так как пытались получить хоть какую-то денежную отдачу, но вскоре после выхода свежего номера, он становился достоянием широкой общественности. Помнится, очень многие тогда ругались и взывали к сценерской совести. Мол для вас стараемся, немного ведь просим. Но любви к халяве у русского человека всегда было больше, чем совести :)

Удивительно, но дискмаги на 8-битных платформах продолжают выходить до сих пор. Год назад я почитал парочку, очень хорошо прослеживалась общая тема: «Спектрум – жив и еще заявит о себе» а также призыв не сдаваться и надеяться на лучшее.

Imphobia

Если на Спектруме в свое время самым популярным и легендарным изданием считался Spectrofon, то на PC эта честь выпала журналу Imphobia. В начале 1992 г., когда вышел первый выпуск, ничего подобного на PC еще не было. Дискмаг «Imphobia #1» использовал VGA графику и полностью был посвящен демосцене. Отцом журнала стал Wizard – кодер и лидер группы Imphobia, который хотел делать «Заметки в VGA», но не кракинге, о котором писало большое электронных СМИ, а о демках. В сентябре 1981 г. Wizard взялся за работу, в создании журнала ему помогали приятели-сценеры из Бельгии: Darkness, Scorpio и Zorlock.

Первый выпуск не блистал качеством. Статей в нем было немного, да и написаны они были не ахти как. Но сравнивать было не с чем и Imphobia #1 быстро распространился по всей Европе. Следующие два номера мало отличались от предшественника. Добавилась секция ньюсов, а также раздел, который вела девушка. Но каких-либо улучшений в качестве статей и журнала в целом не наблюдалось.

Все изменилось, когда в конце 1992 г. главным редактором стал Darkness. В это время единственным дискмагом, который составлял конкуренцию Имфобии, был Hoax. Он был не хуже, а в чем то даже превосходил детище Визарда, в Hoax писали авторитетные люди, такие как Gore из Future Crew. Darkness занялся улучшением качества, это коснулось как графического оформления, так и текстов. С четвертого номера к команде редакторов присоединился Sam, который впоследствии стал самым популярным автором дискмага.

Кардинальные изменения произошли с шестого выпуске. Imphobia #6 включал почти 600 Кб статей и новый интерфейс, ставший со временем классическим. Разделенный на три части экран: вверху логотип, внизу графический бэкграунд и кнопки опций, а посредине – главная часть, где изображено меню и находится текст статей. Оболочка имела свой встроенный музыкальный проигрыватель (в поздних версиях поддерживался Gravis Ultrasound) и каждый выпуск содержал 3-4 фоновых трека от известных на сцене музыкантов. А с приходом талантливого художника Pl, Imphobia стала выглядеть по настоящему здорово.

Вскоре на сцене появилось много новых «игроков»: New World Order, Daskmig, Pulse, Scenial, Parrot, Yahoo Genetic Dreams, Public Incantation, Scene Post и другие. Большинство из них долго не продержалось – журналы или переставали выходить, когда заканчивался энтузиазм авторов, или начинали публиковать перепечатки и «воду». Благодаря поддержке сцены, Imphobia оставался качественным, интересным изданием, которое читали от корки до корки тысячи сценеров во всех уголках земного шара. Десятый, юбилейный выпуск, который вышел в июне 1996 года, вмещал 1.4 Мб (!) статей, заполнивших разделы: Editorial, Front News, Scene Forum, Miscellaneous, Weird Stories, Poetry, Partyline, Graphics Corner, Music Corner, Coding Corner, Messages, Adverts, Charts (в голосовании приняло участие более 200 человек!). В Imphobia писали все: элита и новички, программисты и музыканты, 40-летний дяденьки и 14-летние юнцы. Народ обсуждал сцену и социальные топики, делился опытом. Все ждали выхода полюбившегося дискмага с нетерпением…

После 10 номера вышло еще два: #11 в декабре 1995 (1.7 Мб статей) и #12 в июле 1996 (2 Мб статей). С каждым разом задержка между релизами увеличивалась – главный редактор Darkness нашел официальную работу, и на поддержку Imphobia времени оставалось все меньше. Многие ждали 13й номер, но выйти ему было не суждено.

Hugi

История самого популярного на данный момент сценового дискмага началась в мае 1996 года. Тогда 12-летний Клаус Волько еще не знал ни о какой сцене, он просто хотел издавать свой журнал, в котором сможет писать о чем угодно. Hugendubelexpress #1 вышел полностью на немецком языке с оболочкой, которую Клаус накодил за два вечера на кубэйсике. Простенько, примитивненько, но парнишка был уверен, что в журнале главное не оформление, главное – статьи. В своем издании 12-летний редактор и его друг-ровесник из Германии, рассказали о школе, в которой учились, о предметах, которые прогуливали, о компьютерных играх, из-за которых они прогуливали школьные предметы, а также о программировании на самом крутом языке Basic. Общий объем опубликованных в Hugendubelexpress #1 статей составлял 420 Кб статей, что для начала было совсем неплохо.

Клаус рассылал журнал своим друзьям по почте и большинство из френдов одобрительно отнеслись к затее. Между собой они называли детище Клауса Hugi, и, когда сокращенный вариант названия стал популярнее длинного немецкого, редактор сделал его официальным.

В Hugi #6 Клаус, который стал более известен как Adok, полностью переписал оболочку журнала на C. К этому моменту определенный вклад в Hugi внесло уже около 40 человек, большинство из них были авторами статей. Несмотря на достаточно интересный контент и взятый курс на сценовую тематику, на мировой демосцене о Hugi знали немногие. Все изменилось, когда Hugi стал выходить на английском языке.

Первым таким номером стал Hugi #11, который 50/50 был англо-немецким. Дискмаг содержал интервью со сценерами, обзор сценовых СМИ, серьезные статьи по кодингу, а также ставшие уже привычными философствования о демосцене («Демосцена сегодня», «Реалии австралийской демосцены», «Нужны ли чарты в дискмагах?»). По объему опубликованного материала Hugi оставлял позади многие активные на тот момент сценовые издания. Популярность не заставила себя долго ждать и 12-й выпуск, который вышел летом 1998 г., стал самым объемным за всю историю. Более 40 авторов прислали свои статьи, общий размер которых составил 1.8 Мб. Следующие выпуски исправно выходили раз в 2-3 месяца, постоянно удивляя читатей чем-нибудь новым. А с 18-го номера Hugi стал полностью англоязычным изданием.

Сейчас едва ли можно найти активного демосценера, который не знает о дискмаге Hugi. Adok, будучи признанным ведущим исследователем сцены, посредством своего журнала делает все возможное, чтобы интерес к сцене не угасал. Продвижением Hugi в массы также занимаются российские сценеры, которые перевели некоторые выпуски на русский язык.

Pain

Пожалуй, единственным конкурентом Hugi на данный момент является дискмаг Pain. Сравнивая эти журналы, сценеры говорят, что Hugi – несет популярность в сцену, а Pain – дух. В Pain’е нет отвлеченных статей, он целиком и полностью состоит из новостей, репортажей с демопати, интервью со сценерами и других статей, которые представляют ценность для инсайдеров.

Первый выпуск этого журнала вышел в 1994 г. в Швейцарии. Chicken и Uli – отцы Pain’а, сразу взяли курс на описание жизни сцены, но исключительно местной. Так что читателями первых выпусков журнала были швейцарские сценеры. Pain базировался на простенькой досовской ANSI-оболочке, а тексты представляли собой обзор новинок местных BBS и новости местной демо-тусовки. Авторы решили поставить выпуск журнала на ежемесячную основу. Это было не так сложно, так как материалов, требующих длительных исследований, в Pain’е не было, а объем журнала едва ли превышал 200 Кб.

В конце 1994 г. редакторы опубликовали ряд материалов, которые привлекли внимание международной демосцены. Pain’ом заинтересовались и Pain crew стало больше места уделять международным демо-событиям.

В 1995 г. Chicken и Uli отошли от дел, передав редакторские полномочия Qube’у, Anubis’у и Alien’у. На пользу Pain’у это не пошло – качество статей ухудшилось, топики сдвинулись обратно в сторону швейцарских BBS, да и количество текста резко сократилось. Видя это, Chicken вернулся обратно и принялся работать над улучшением своего дискмага. Немалый вклад в это внес Furball, который со временем стал главным редактором. Pain выходил раз в месяц практически без задержек, со временем круг авторов расширялся и в 1996 г. для журнала уже писали более десятка зарубежных сценеров. Но по настоящему международным Pain стал в 1998 г., когда редакторский пост занял Fred^Calodox. Журнал приобрел новую оболочку, которая была не хуже чем у легендарной Имфобии, а обзоры швейцарской сцены заменили на обзоры мировой.

В 1999 г. за издание Pain’а взялся Unlock, который рулит дискмагом по сей день. Одно время у редактора были серьезные проблемы с поддержкой. Ежемесячный график требовал большого количества статей, и их реально не хватало. Unlock объвил, что если не будет поступать помощи со стороны, ему придется закрыть журнал. К счастью, до этого дело не дошло. В 2000 г. Pain приобрел постоянных ведущих для каждого раздела. Обязанности были распределены и дела дискмага пошли в гору. Настолько в гору, что многие теперь считают Pain лучшим сценовым журналом из всех.

Русские дискмаги

В России дискмаги на PC не получили такой распространенности, как за бугром. В середине 90-х самыми популярными изданиями были Harm и Hacker (все совпадения – случайность :). Делали их явно не профессиональные журналисты, поэтому в статьях наблюдалось много ошибок, а стиль смахивал на школьные сочинения. Тем не менее, журналы освещали события на русской сцене и читались от корки до корки.

Всего вышло 6 выпусков Harm и 9 Hacker’а. Позже лучшим российским дискмагом стал Armor of Gods, но продержался он только 4 номера.

Сейчас, похоже, единственным сценовым изданием является белорусская электронная газета Scene. Ее издателем является группа Psycho (http://psycho.scenosaurus.org), которая до этого уже имела опыт работы над СМИ на спектруме. Отсчет у Scene ведется, начиная со ста, последний вышедший номер – 92й (т.е. вышло 9 штук). В наполнении газеты принимают участие многие люди, которым не безразлична русская сцена. А каждый новый выпуск подробно обсуждается на форуме www.scene.org.ru, где количество постов в топике «Scene e-papper» уже превысило отметку 300.


(c) mindw0rk, mindw0rk@gameland.ru
(c) "Gameland"

обсудить  |  все отзывы (0)

[11840; 1; 5]




Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





  Copyright © 2001-2024 Dmitry Leonov   Page build time: 0 s   Design: Vadim Derkach