|
mindw0rk Опубликовано: dl, 06.09.04 03:23 Году эдак в 96, когда PC еще был не в моде, в моей комнате на столе стоял навороченный спектрум в элитном корпусе, с дисководом, музыкальным чипом AY и 128 Кб оперативки. В нашем маленьком городишке у меня была самая большая коллекция дисков с ZX софтом. Игры, демки, системные утилиты… я записывал все, что мог только найти. Однажды один из приятелей притащил пачку дискет, среди которых оказалась копия электронного журнала «ZX-Format #4.5». До этого дискмагов я никогда не видел и был настолько впечатлен, что перечитал его от начала до конца несколько раз подряд. Уже позже, подключившись к инету и зайдя на http://zx.da.ru, я познакомился с легендарным Spectrofon’ом и другими популярными спековскими изданиями. Дискмаги – это не просто журналы, их считают вестником сцены. Поэтому, рассказать тебе о том, откуда они появились и какие они сейчас – мой перед тобой гражданский долг. Первые ласточкиНачалось все во второй половине 80-х гг., в самый расцвет краксцены на Commodore 64. В это время уже стали появляться первые демки, сценой рулила элита. Что такое дискмаг еще никто не знал, хотя электронных журналов было достаточно. Обычные текстовые файлы, вмещающие несколько статей, и посвященные описанию новых релизов. Особенно много их было на ASCII сцене, которая сосредоточилась в США. Также большой популярностью пользовались простенькие интры с 1-2 эффектами, где под фоновую мызыку по экрану бежал скроллинг, передавая привет всем друзьям, знакомым и друзьям знакомых. Первые эксперименты с мультимедийными журналами начались в 1988 г. А первым творением, выделившим концепцию дискмагов, стал пилотный выпуск «Sex’n’Crime», вышедший в феврале 1989 г. Состоял он из десятка статей на сценовые темы (новости, слухи, интервью, обзор игр, чарт), фоновой музыки и простенькой оболочки (чтобы выбрать статью, нужно было нажать соответствующую цифру). Правда, размер пока не дотягивал до размера пятидюймовой дискеты, но начало было положено, и идею подхватили другие сценеры. В течение следующих двух лет клоны «Sex’n’Crime» заполонили андеграундовые борды. Журналы лепили все, кому не лень. Подобное разнообразие не самым лучшим образом сказывалось на качестве. Попадалось много поделок, где из 5 статей одна была напутствием редактора, вторая – перепечаткой ньюсов, третья – сомнительной ценности обзором каких-то прог, четвертая – рекламой в духе «меняюсь дисками, хочу переписываться», а пятая – рассказом, выдранным из печатного журнала. Почти все коммодоровские дискмаги были на одно лицо. Никто не хотел изобретать велосипед, и просто оставлял привычный шелл с выбором раздела по нажатию цифры, меняя только шрифт и содержание. Намного лучше дело обстояло на Амиге – компьютере, который появился в конце 80-х и к началу 90-х стал хитом продаж. Возможности платформы позволяли создавать графику и музыку на порядок лучше коммодоровской. И, когда на Амиге появились первые электронные журналы – они были настоящим дискмагами, качественными, интересными, красивыми. У старичков-амижников наверняка еще не выветрилась память о RAW, ROM, Grapevine и Generation – ведущих изданиях Amig’овой демосцены. Эти журналы ждали с нетерпением, так как в каждом номере печатались только интересные и эксклюзивные вещи. Спековский бумZX-Spectrum постигла участь C-64, но на несколько лет позже. В первой половине 90-х единственным достойным электронным изданием был Spectrofon, издававшийся фирмой STEP в Москве. Так как журнал был коммерческим, авторы серьезно подходили как к написанию статей, так и своевременному выходу своего детища. Монополию Спектрофона разрушил ZX-Format, который впервые вышел в 1995 г. и быстро стал ведущим СМИ российской ZX-сцены. Через год, когда российская сцена была на пике популярности, стало появляться куча самопальных изданий. Компьютерная журналистика поделилась на два вида: дискмаги и е-паперы. Дискмаги обычно выходили на двух дисках: первый - сам журнал, второй – приложение с новым софтом. Интро перед загрузкой, оригинальная оболочка с удобной навигацией, хороший ассортимент фоновой музыки на выбор, иллюстрации, вставленные в материалы, несколько разделов с приличным количеством статей в каждом – все это стало стандартом для каждого приличного дискмага. Лучшими спековскими журналами были: Spectrofon, Adventurer, ZX-Format, D?j? vu, Scenergy, Oberon и ZX-Power. Газеты занимали совсем небольшой объем и представляли собой текстовый файл, заключенный в простенькую оболочку. Выходили они гораздо чаще (раз в неделю, в отличие от раза в 3-6 месяцев у дискмагов), и служили в основном для обзора новостей и свежих релизов. Центровыми газетами были ZX-News, ZX-Pilot, Online, Nicron и Body. В отличие от дискмагов на C-64, которые обычно распространялись через BBS, спековская пресса переходила из рук в руки. Авторы основных дискмагов ставили защиты от копирования, так как пытались получить хоть какую-то денежную отдачу, но вскоре после выхода свежего номера, он становился достоянием широкой общественности. Помнится, очень многие тогда ругались и взывали к сценерской совести. Мол для вас стараемся, немного ведь просим. Но любви к халяве у русского человека всегда было больше, чем совести :) Удивительно, но дискмаги на 8-битных платформах продолжают выходить до сих пор. Год назад я почитал парочку, очень хорошо прослеживалась общая тема: «Спектрум – жив и еще заявит о себе» а также призыв не сдаваться и надеяться на лучшее. ImphobiaЕсли на Спектруме в свое время самым популярным и легендарным изданием считался Spectrofon, то на PC эта честь выпала журналу Imphobia. В начале 1992 г., когда вышел первый выпуск, ничего подобного на PC еще не было. Дискмаг «Imphobia #1» использовал VGA графику и полностью был посвящен демосцене. Отцом журнала стал Wizard – кодер и лидер группы Imphobia, который хотел делать «Заметки в VGA», но не кракинге, о котором писало большое электронных СМИ, а о демках. В сентябре 1981 г. Wizard взялся за работу, в создании журнала ему помогали приятели-сценеры из Бельгии: Darkness, Scorpio и Zorlock. Первый выпуск не блистал качеством. Статей в нем было немного, да и написаны они были не ахти как. Но сравнивать было не с чем и Imphobia #1 быстро распространился по всей Европе. Следующие два номера мало отличались от предшественника. Добавилась секция ньюсов, а также раздел, который вела девушка. Но каких-либо улучшений в качестве статей и журнала в целом не наблюдалось. Все изменилось, когда в конце 1992 г. главным редактором стал Darkness. В это время единственным дискмагом, который составлял конкуренцию Имфобии, был Hoax. Он был не хуже, а в чем то даже превосходил детище Визарда, в Hoax писали авторитетные люди, такие как Gore из Future Crew. Darkness занялся улучшением качества, это коснулось как графического оформления, так и текстов. С четвертого номера к команде редакторов присоединился Sam, который впоследствии стал самым популярным автором дискмага. Кардинальные изменения произошли с шестого выпуске. Imphobia #6 включал почти 600 Кб статей и новый интерфейс, ставший со временем классическим. Разделенный на три части экран: вверху логотип, внизу графический бэкграунд и кнопки опций, а посредине – главная часть, где изображено меню и находится текст статей. Оболочка имела свой встроенный музыкальный проигрыватель (в поздних версиях поддерживался Gravis Ultrasound) и каждый выпуск содержал 3-4 фоновых трека от известных на сцене музыкантов. А с приходом талантливого художника Pl, Imphobia стала выглядеть по настоящему здорово. Вскоре на сцене появилось много новых «игроков»: New World Order, Daskmig, Pulse, Scenial, Parrot, Yahoo Genetic Dreams, Public Incantation, Scene Post и другие. Большинство из них долго не продержалось – журналы или переставали выходить, когда заканчивался энтузиазм авторов, или начинали публиковать перепечатки и «воду». Благодаря поддержке сцены, Imphobia оставался качественным, интересным изданием, которое читали от корки до корки тысячи сценеров во всех уголках земного шара. Десятый, юбилейный выпуск, который вышел в июне 1996 года, вмещал 1.4 Мб (!) статей, заполнивших разделы: Editorial, Front News, Scene Forum, Miscellaneous, Weird Stories, Poetry, Partyline, Graphics Corner, Music Corner, Coding Corner, Messages, Adverts, Charts (в голосовании приняло участие более 200 человек!). В Imphobia писали все: элита и новички, программисты и музыканты, 40-летний дяденьки и 14-летние юнцы. Народ обсуждал сцену и социальные топики, делился опытом. Все ждали выхода полюбившегося дискмага с нетерпением… После 10 номера вышло еще два: #11 в декабре 1995 (1.7 Мб статей) и #12 в июле 1996 (2 Мб статей). С каждым разом задержка между релизами увеличивалась – главный редактор Darkness нашел официальную работу, и на поддержку Imphobia времени оставалось все меньше. Многие ждали 13й номер, но выйти ему было не суждено. HugiИстория самого популярного на данный момент сценового дискмага началась в мае 1996 года. Тогда 12-летний Клаус Волько еще не знал ни о какой сцене, он просто хотел издавать свой журнал, в котором сможет писать о чем угодно. Hugendubelexpress #1 вышел полностью на немецком языке с оболочкой, которую Клаус накодил за два вечера на кубэйсике. Простенько, примитивненько, но парнишка был уверен, что в журнале главное не оформление, главное – статьи. В своем издании 12-летний редактор и его друг-ровесник из Германии, рассказали о школе, в которой учились, о предметах, которые прогуливали, о компьютерных играх, из-за которых они прогуливали школьные предметы, а также о программировании на самом крутом языке Basic. Общий объем опубликованных в Hugendubelexpress #1 статей составлял 420 Кб статей, что для начала было совсем неплохо. Клаус рассылал журнал своим друзьям по почте и большинство из френдов одобрительно отнеслись к затее. Между собой они называли детище Клауса Hugi, и, когда сокращенный вариант названия стал популярнее длинного немецкого, редактор сделал его официальным. В Hugi #6 Клаус, который стал более известен как Adok, полностью переписал оболочку журнала на C. К этому моменту определенный вклад в Hugi внесло уже около 40 человек, большинство из них были авторами статей. Несмотря на достаточно интересный контент и взятый курс на сценовую тематику, на мировой демосцене о Hugi знали немногие. Все изменилось, когда Hugi стал выходить на английском языке. Первым таким номером стал Hugi #11, который 50/50 был англо-немецким. Дискмаг содержал интервью со сценерами, обзор сценовых СМИ, серьезные статьи по кодингу, а также ставшие уже привычными философствования о демосцене («Демосцена сегодня», «Реалии австралийской демосцены», «Нужны ли чарты в дискмагах?»). По объему опубликованного материала Hugi оставлял позади многие активные на тот момент сценовые издания. Популярность не заставила себя долго ждать и 12-й выпуск, который вышел летом 1998 г., стал самым объемным за всю историю. Более 40 авторов прислали свои статьи, общий размер которых составил 1.8 Мб. Следующие выпуски исправно выходили раз в 2-3 месяца, постоянно удивляя читатей чем-нибудь новым. А с 18-го номера Hugi стал полностью англоязычным изданием. Сейчас едва ли можно найти активного демосценера, который не знает о дискмаге Hugi. Adok, будучи признанным ведущим исследователем сцены, посредством своего журнала делает все возможное, чтобы интерес к сцене не угасал. Продвижением Hugi в массы также занимаются российские сценеры, которые перевели некоторые выпуски на русский язык. PainПожалуй, единственным конкурентом Hugi на данный момент является дискмаг Pain. Сравнивая эти журналы, сценеры говорят, что Hugi – несет популярность в сцену, а Pain – дух. В Pain’е нет отвлеченных статей, он целиком и полностью состоит из новостей, репортажей с демопати, интервью со сценерами и других статей, которые представляют ценность для инсайдеров. Первый выпуск этого журнала вышел в 1994 г. в Швейцарии. Chicken и Uli – отцы Pain’а, сразу взяли курс на описание жизни сцены, но исключительно местной. Так что читателями первых выпусков журнала были швейцарские сценеры. Pain базировался на простенькой досовской ANSI-оболочке, а тексты представляли собой обзор новинок местных BBS и новости местной демо-тусовки. Авторы решили поставить выпуск журнала на ежемесячную основу. Это было не так сложно, так как материалов, требующих длительных исследований, в Pain’е не было, а объем журнала едва ли превышал 200 Кб. В конце 1994 г. редакторы опубликовали ряд материалов, которые привлекли внимание международной демосцены. Pain’ом заинтересовались и Pain crew стало больше места уделять международным демо-событиям. В 1995 г. Chicken и Uli отошли от дел, передав редакторские полномочия Qube’у, Anubis’у и Alien’у. На пользу Pain’у это не пошло – качество статей ухудшилось, топики сдвинулись обратно в сторону швейцарских BBS, да и количество текста резко сократилось. Видя это, Chicken вернулся обратно и принялся работать над улучшением своего дискмага. Немалый вклад в это внес Furball, который со временем стал главным редактором. Pain выходил раз в месяц практически без задержек, со временем круг авторов расширялся и в 1996 г. для журнала уже писали более десятка зарубежных сценеров. Но по настоящему международным Pain стал в 1998 г., когда редакторский пост занял Fred^Calodox. Журнал приобрел новую оболочку, которая была не хуже чем у легендарной Имфобии, а обзоры швейцарской сцены заменили на обзоры мировой. В 1999 г. за издание Pain’а взялся Unlock, который рулит дискмагом по сей день. Одно время у редактора были серьезные проблемы с поддержкой. Ежемесячный график требовал большого количества статей, и их реально не хватало. Unlock объвил, что если не будет поступать помощи со стороны, ему придется закрыть журнал. К счастью, до этого дело не дошло. В 2000 г. Pain приобрел постоянных ведущих для каждого раздела. Обязанности были распределены и дела дискмага пошли в гору. Настолько в гору, что многие теперь считают Pain лучшим сценовым журналом из всех.
(c) mindw0rk, mindw0rk@gameland.ru
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|