информационная безопасность
без паники и всерьез
 подробно о проекте
Rambler's Top100Атака на InternetСтрашный баг в WindowsГде водятся OGRы
BugTraq.Ru
Русский BugTraq
 Анализ криптографических сетевых... 
 Модель надежности двухузлового... 
 Специальные марковские модели надежности... 
 Microsoft обещает радикально усилить... 
 Ядро Linux избавляется от российских... 
 20 лет Ubuntu 
главная обзор RSN блог библиотека закон бред форум dnet о проекте
bugtraq.ru / библиотека / underground
БИБЛИОТЕКА
вход в библиотеку
книги
безопасность
программирование
криптография
internals
www
телефония
underground
беллетристика
разное
обзор: избранное
конкурс
рейтинг статей
обсуждение




Подписка:
BuqTraq: Обзор
RSN
БСК
Закон есть закон




Хакерский лайфстайл 90-х. Интервью с пионером русской хаксцены.
mindw0rk
Опубликовано: dl, 29.11.05 04:10

Я уже давно хотел рассказать о том, как появилась и развивалась русская хаксцена, кто были первые хакеры и что собой представляла ранняя тусовка. Но информации об этом в сети нет вообще, а те из "старичков", кого мне удавалось отыскать, ограничивались общими ответами в духе: "Теперь уже не те времена...". Герой моего сегодняшнего интервью нашел меня сам. Оставив в мыле отзыв об истории Drink or Die, он представился одним из первых людей, которые составляли русский компьютерный андеграунд начала 90-х., основателем группы Sodom. А под конец выразил сожаление, что в статье отсутствует описание лайфстайла ранних хакеров, деталей, составлявших атмосферу той тусовки. "Расскажи мне об этом" - попросил я. Так началось наше интервью.

mindw0rk: По традиции, представься. Имя, возраст, какой внутренне и внешне. Про ранее детство не нужно, начни с того момента, как впервые наткнулся на компьютеры, и каким образом у тебя сформировалась к ним любовь?

ST: Зовут Кирилл. В тусовке сначала TOK, потом иностранцы стали называть Saint Tok (так как родом из Санкт-Петербурга), постепенно это приклеилось. Возраст от 25 до 35, и внутренне и, наверное, внешне. Наткнулся на первое свое железо в 92-м году на новом тогда рынке Юнона, что на юго-западе Питера. Все это были ранние модели ZX. Постепенно перешел на "заряженную" 386 dx2 33, 4 Mb ram, 120 Mb HDD, SVGA 15". Неплохая машина по тем временам. В 1994 я некоторое время пожил в США (Калифорния) – там как раз начал развитие интернет, и мне удалось с ним познакомиться, как говорится, из первых рук. Потом вернулся на родину, прихватив с собой какой-то брендовый комп, который у меня часто использовался как бэкап машина. К компьютерам была не столько любовь, сколько сильная привязанность, которой впоследствии научился управлять. Последние 3 года сидел на диете, с компьютером общался только на работе. Правда, сейчас пришлось снова взять в руки ноутбук (+gprs - очень удобно), в следствии чего, засиживаюсь за компьютером дольше, чем следует.

mindw0rk: Как зарождался компьютерный андеграунд в России? Где приобретали компьютеры, откуда брали литературу, как общались в то время, когда еще не было сети?

ST: Зарождался как то с трудом. В принципе, мы были просто в теме. Получилось так, что приехав из США, у меня оказались самая свежая информация о развитии интернета в мире (я одним из первых стал пользоваться irc, ftp, www, telnet) и софт, который у нас появился бы только через пол года. Новые знакомые, которые тогда занимались софтом в расчете на перепродажу, были удивлены моим появлением, но я с ними быстро нашел общий язык. Примерно еще через полгода познакомился с Dervish’ем, JJ, Zombie, Exploz'om, и еще тучей народа из Москвы. Вся тусовка, которую гордо именовали "сцена", обитала в Питере и Москве - 30 человек ядро, и еще сотня тех, кому было просто "прикольно". Половина из последних не знала, что такое варез и от куда он появляется. Впервые все вместе мы собрались в 95-м и 96-м гг. на Enlight - небольшой пати, которая проходила сначала в центре Питера, рядом с Гороховой, а потом на ЮЗе, в Корабелке.

Компьютеры как сейчас, так и тогда покупали в магазинах, у всех были свои движения. Литературы как таковой не было, книги которые выходили, вызывали улыбку. В основном каждый сам что-то где-то узнавал, делился с другими - это и было на самом деле та основа, на которой все держалось. Нам все это было интересно. К тому же каждый день все менялось, будь то бесплатный доступ в интернет через compuserve и aol, который прекрасно работал в 1993 г, но уже через год - через раз, или calling cards, в которых со временем изменили алгоритм и выпустили новое обновление. До 1997 г. интернет представлял собой место, где люди на скорости 10 Мбит были в большой "уважухе", так как через них можно было много слить и залить. Вообще надо сказать большое спасибо нашим университетам, от СБГУ и МГУ, до малоизвестных в какой-нибудь Сибири. 100% ночного трафика, гуляющего в то время в Runnet и других студенческих сетях, имели прямое отношение к пиратству, сцене и хакингу. Откуда еще можно было взять доступ в интернет? Провайдерами за деньги мы не пользовались, так как это было утопично. В день на модеме я находился минимум 8 часов, часто 10-13 - это IRC, FTP, Telnet. Если оплачивать диалап, то выходило долларов 400-500, безлимитные варианты - около 1200. Поэтому провайдеров "крышевали" по-своему, за то, чтобы мы их не ломали, предоставляли свежий софт, следили за тем, чтобы никто другой их не ломал.

mindw0rk: Насколько я знаю, сцена разделялась на разные тусовки, где каждый занимался своим делом. Например, были варез сцена, крак сцена, утил сцена. Перечисли все классификации, которые были, и расскажи вкратце о каждом из этих сообществ.

ST: Util scene входила в warez scene. В принципе, warez была основной – все остальное, либо имело к ней непосредственное отношение, либо косвенное. Все, что не PC (ZX, Commdore и др.) шло параллельно, но мы всегда были в отличных отношениях с этими ребятами. Fraud в том виде, в котором он сегодня есть, стал набирать обороты в 96-м году, когда многим стало понятно, что на том же кардинге можно поднять в 100 раз больше денег, чем на варезе. Таким образом, во многих командах появились люди, отвечающие за наличие свежих кредитных карт, свежего железа в подарок самым лояльным мемберам, и так далее. А ближе к 98-99 годам, когда объемы релизов стали превышать 100 Mб и появилось понятие ISO, варезные группы стали пропадать десятками каждую неделю, уходя во фрауд или со сцены вообще. На warez scene значительное место занимали курьерные группы (courier groups) - ребята соревновались, кто быстрее и больше закачает релизов на тот или иной сайт. Количество таких сайтов не превышало десятка - это было ядро мирового warez сообщества, через которое софт расходился по всему миру. Utils groups поставляли любые программы кроме игр, обычно для работы. Эти релизы составляли до 70% всего трафика. С появлением онлайновых магазинов софта, многие покупали там регистрацию, компоновали и выпускали в сеть в виде релизов. Мы стали называть это web-releases. Большим уважением они не пользовались, так как мозгов для этой операции нужен минимум, но с каждым днем их становилось все больше и больше, и старые проблемы: достать, обойти защиту, протестировать, распространить, ушли в прошлое. Вместе с ощущением фана. Вообще, чем дальше, тем сильнее все походило на рутину, которую дети до 15 лет очень хорошо поддерживали. Так как обладали свободным временем и необходимостью кому-то что-то доказать. Игровые группы специализировались только на играх и на всем, что с этим связано. Но с появлением игр на 2 или 5 дисках, все стали всерьез задумываться, что с этим делать. Принялись "рипать", то есть вырезать анимацию, музыку, ужимать все в меньший объем. Но тогда встал другой вопрос - кому это надо в таком виде.

mindw0rk: Какие российские команды в начале/середине 90-х относили к той самой элите? Будь то хаксцена, крак-, варез- или утил-. Вкратце о каждой из этих команд.

ST: Как таковых, российских элитных команд не было. То есть, нельзя же назвать группу российской, если в ней только 5% людей из Москвы или Питера? Да и смысла что-то русское делать не было – 1C представляла собой жалкое подобие софта, без какой-либо защиты, и ломать это никому не надо было. Внутри нашей страны не было как такового рынка ПО, если кого-то это интересовало, он сразу находил общие интересы и контакты в Европе и США. Из crack-групп были какие-то команды, 2-3 человека, которым отдавали для взлома релизы, но название уже не вспомню (10 лет назад было, все же). Из Warez Drink or Die (Москва), из utils only - Sodom (питерский ответ москвичам). Игровых команд не было, так как парни из Razor, более поздней Class и других европейских или американских групп, доставали свежак на порядок быстрее, и тягаться с ними было нереально. Хотя 50% всего ломали ребята из России - это был наш конек. У иностранцев хватало мозгов все аккуратно упаковать по архивам, у нас - взломать и распространить сначала по бордам, потом по крупнейшим сайтам, где все обменивались варезом и стремились оказаться в первой десятке курьер-групп. К концу 1995 года доски практически себя изжили – намного проще было поставить "процесс" в юниксе, слить все через фтп на какой-нибудь сервер, а потом прийти туда с винтом и слить 40 Mb за раз! В то время как на скорости 2400 (обычная для того времени, так как модемы на 14400 могли себе позволить немногие), 1.44 Mб качались час, при условии, что не рвалась линию и телефон не был занят. В общем, все потихоньку перебрались на инет. С досками мы как раз и потеряли атмосферу, которую создавали сисопы – ведь каждая BBS была оформлена в своем стиле, содержала уникальный логотип, нарисованный самим сисопом или какой-нибуть командой. Ты как бы попадал в клуб, со своими интерьерами и тусовкой. На сайтах все в основном было одинаково. Там практически никто не общался - для это есть IRC, и чем дальше, тем больше они превращались в file-server. Когда в 1997 году кто-то из Razor стал говорить о будущем сцены, и о том, что ей угрожает ФБР, я ему ответил, что сцена вымрет не из-за федералов, а из-за интернета, который слишком доступен, и где ты можешь быть 12 летним пацаном, выдающим себя за кого угодно. Сцена изначально была неким вызовом - ты так или иначе нарушал закон, и реально рисковал. Поставить бутылку сторожу какого-то завода, воткнуть на 8 часов его телефонную линию в комп, связаться с Англией по тарифу 2$/минута, после чего в конце месяца сделать компиляцию софта и продать это на касете АРВИД (специальная система хранения данных на видеокасетах – вмещалось 2 Гб и более, что для того времени было фантастикой) или ранних CD-R пиратам... И уже через месяц по всей стране гуляли сборники софта, тиражами по 100 тысяч.

mindw0rk: Расскажи о самых незаурядных/известных личностях русского андеграунда тех времен. О своего рода легендах. Что это были за люди, чем они занимались, какими запомнились тем, кто их хорошо знал?

ST: Из тех, чьи имена у меня вызывают улыбку: Метео (Питер), Explosive aka Exploz (Москва), Infernal Flame aka Flames (Москва), NetRunner aka White Tyger (Питер), Madly Spacer (Питер). Их реально много, всех не перечислишь, и я надеюсь, никто из тех, кого я не назвал, на меня не в обиде.

mete0 был забавным парнем, запомнился мне тем, что, наверное, первым попал на ТВ (то ли 95-й, то ли 96-й год). Наш питерский канал сделал специальный выпуск, посвященный незаконному обороту ПО, и Метео выступал в открытую как кракер. В течение года после этого, он стал считаться лучшим кракером в Питере, после чего стал уходить все глубже и глубже вниз, от публичности, так как его стало заносить в сторону фрауда.

Explosive - супер человек. Я никогда не использовал слово "элита", но Exploz пережил всех, и это про него. Он в теме с 1995 года, перекачал больше всех курьеров России вместе взятых. Он самый известный курьер за рубежом, визитная карточка России на крупнейших сайтах. Я не могу ничего больше о нем рассказать, так как это может ему повредить. Но когда он выйдет на пенсию, весь эксклюзив с его согласия - ваш.

Infernal Flame - лучший ASCII/ANSI художник России, который впоследствии ушел в анимацию и другие направления дизайна. Но до 99-го года никто у нас не мог с ним сравниться - его графика была в лучших паках того времени, он был частью ведущих мировых diz-групп того времени. .NFO, .DIZ файлы, а так же электронные журналы, часто использовали его графику.

NetRunner - питерская легенда. В то время, когда средний возраст редко превышал 20-23 года, ему было 28. Абсолютно белые волосы, брови, вообще везде белый. Поэтому он потом взял достаточно нелепый ник White Tyger. Этот человек был из разряда тех "сумасшедших", кто мог говорить о варезе часами. Был звездой любой RL тусовки, выкрикивая громче всех непонятные для простых людей фразы, типа: "закурьерим 12-ти дисковый релиз RISCu, а потом нормально распилим все и сольем". В 1997 г. уехал в Канаду за мифическим счастьем системного администратора, и больше не радовал сцену своим присутствием.

Madly Spacer – в 1989 в Питере, впервые в России, мужчина по фамилии Водолеев, стал продавать компьютерные игры за деньги. Причем, как нетрудно понять, игры были откровенно warez-ными. Дела у него шли неплохо, так как стали подтягиваться ребята из Москвы и регионов, открыли свою точку и по сути торговали ведь воздухом. Одна игра стоила, если мне не изменяет память, минимум 10$, в зависимости от размера – это были большие деньги. Так вот, энергичный молодой человек Spacer ловко умудрялся воровать у самого Водолеева, и выкладывать свежак у себя на BBS, для узкого круга людей. Как говорится, почти задаром. Что нам стоило пива налить такому парню? Саша (так его звали) первым сошелся на этой теме с Мишей (J-Jamez) в начале 1994, а потом Питер уже стал регулярно ездить в Москву и наоборот.

mindw0rk: Где общались хакеры и кракеры того времени? Какие были первые андеграундовые русские BBS? Центровые хакерские каналы в IRC и форумы в сети? Популярные темы для разговоров?

ST: Названия уже не помню. Было 2-3 борды в Москве, которые регулярно переезжали, так как на одном месте держать линию 24 часа в сутки не всегда было возможно. Среди них были даже 2-линейные. В Питере - 2 доски, обе круглосуточные, доступ только для своих, или за деньги (15$ - неограниченное количество Мб на скачку). Общались на досках в самом начале, потом все переползли на IRC. Многие там до сих пор сидят, по инерции, хотя новое поколение по уши в messanger-ах. Часто народ пересекался на глобальных рэйвах 95-97 годов. Питер и Москва в этом плане по традиции были лидерами. В Москве отдавали предпочтение вечеринкам под "Птючем", в Питере –таким местам, как "Планетарий", "Восточные удары", а также частным вечеринкам в курортном районе. Inet, drugs & rave увлекал 80% сценеров, остальные отдавали предпочтение или пиву, или другим стилям в музыке. Так как это все стоило денег (один поход обходился минимум в $100 за ночь - безумие для 1996 года), все использовали свои навыки с целью эти деньги заработать. Так в России сцена из пиратской, стала превращаться в "159.1-3 УК РФ". Мошенничество (кардинг, фрикинг), нелегальный доступ к сетям (Левин, дело о Ситибанке, Гофман, дело о Русском кредите), много дел менее громких о взломах провайдеров детьми, которых ловили те, кто ломал этих же провайдеров несколькими годами ранее, становление рынка компьютерной порнографии - самом денежном на сегодня сегменте "нелегальной" экономики интернета. Поначалу никто серьезно к этому не относился, но когда один за другим люди стали задаваться вопросом, где взять много денег и сразу, стали появляться и планы, и проблемы. А fun, как таковой, сменился стремлением нажиться.

Центровых каналов в IRC не было. Были популярные закрытые каналы, где в основном сидели люди из той или иной группы. Все ходили друг к другу в гости, таким образом высказывая уважение, и общались в свое удовольствие. Появление форумов и ICQ было встречено всеми очень спокойно, так как это - одна из форм "useability". Т.е. удобнее, понятнее, следовательно, привлекут тонны детей, которые стали после школы вылезать в интернет и требовать к себе уважения, еще не понимая, откуда оно берется. Несмотря на рост популярности DALnet в 1997 г., EFnet оставался (для некоторых – остается) для многих "старичков" единственным местом общения в сети.

Самой популярной темой для разговоров всегда была сама жизнь. Все, от баб до космоса. Конкретных тем не было, фан заключался в том, что мы стали первыми в мире, кто использовал преимущества интернета для общения. Когда принцесса Диана разбилась, это произошло ночью, на канале были люди отовсюду. И один из них жил в квартале от происшествия. Он сходил, посмотрел, и вернувшись, стал рассказывать нам свои впечатления. А весь мир начал это обсуждать только через 8 часов, просмотрев выпуски новостей. Мы говорили об этом всю ночь, спорили о том, кто виноват, и что теперь будет. Не было ни yandex, ни lenta.ru, об этом нигде нельзя было прочитать. И ты чувствовал себя частью истории. И так было с войной в Чечне, и с Югославией, многими другими событиями. Мы узнавали друг от друга новости из разных уголков мира, обменивались житейским опытом, обсуждали какие женщины лучше, дышали этим общением. Это заменяло улицы России, которые в 95-м году были куда менее приветливыми, чем сегодня.

mindw0rk: Как часто проводились риалайфовые встречи мемберов хакгрупп? Как проходили такие встречи, сколько людей собирали, какие тусовки оказались наиболее памятными.

ST: Масштабные RL встречи проводить не было нужды – все и так общались. Если говорить о международном уровне - обычно двое-трое наших ребят ехали в Европу, там предварительно собирались люди из нескольких стран, начинали пивом, а там как пойдет. Запомнилась встреча в Стокгольме в 1995 г., и в Германии в 1997-м. Было весело. Собирались все, у кого были деньги приехать. Абсолютно не важно, крут ты или нет. Часто если не крут, платил за тех, кто "в уважухе" - все как в животном мире. Обычно было от 15 до 40 человек, не чаше, чем раз в год, обычно весной или летом. Как я уже говорил, часто встречались на вечеринках, рэйвах. Многие из тех, кто стояли у истоков, были, как это сейчас принято говорить, "гламурными" персонажами. Это то же самое, если сегодня чувак, которому 19 лет, будет на мировом уровне разбираться в нанотехнологиях и иметь с этого доход в особо крупных размерах. Многие чувствовали себя уверенно, и образ жизни был соответствующий. Можно было ходить в рваных джинсах, но у тебя было самое дорогое железо в городе, самые свежие музыкальные диски, присланные друзьями из Европы, с самой модной музыкой, и ты был курсе всего того, о чем компьютерные журналы того времени напишут только через пол года. Не говоря уже о том, что вопрос с деньгами можно было при желании всегда решить - если кому то из мира бизнеса вдруг понадобилась программа, стоившая, к примеру, 6000$, он мог достать ее в течение суток у хакеров, и отдать им за нее 1000$.

mindw0rk: Чем была притягательна ранняя сцена? Что вы больше всего в ней ценили?

ST: Притягательна - новизной, уникальностью, эксклюзивном происходящего. Это сейчас истории, где хакер едет в метро, рассказывая приятелю: "мама умерла, новые мозги оказались не при чем", а люди кругом выражают сочувствие, стали анекдотом. Тогда это было реально и мы все через это прошли. Ценили больше всего новости, новое, свежее, то, о чем будут говорить через какое-то время. Хотя, опять же, все индивидуально. Но самым интересным, конечно, было общение.

mindw0rk: Какие сайты, посвященные компьютерной безопасности, были первыми в рунете? И какие стали популярными среди хакеров?

ST: Сайты по компьютерной безопасности, что сейчас, что тогда - для всех. Собственно, если только их читать, то и будешь как все. А ни я, ни кто-либо из нашей команды, как все быть не хотели. Лучший хакер найдя ноу-хау, будет его выжимать до конца, в редком случае обмениваясь опытом с такими же. И последнее, что он будет делать - помогать кому-то, хоть одним уровнем ниже. Поэтому все, что открыто - это больше для админов, для обмена опытом, чтобы дать им возможность обсудить тонкости security. Все хакеры, которых я знал, и кто мог себя причислить к разряду лучших, были волками-одиночками. Внешне, правда, редко напоминая волков. Каждый - как книга, уникален и неповторим, в связи с чем, лучшими и становились. Среди хакеров ни один сайт никогда не будет популярен. Он просто недостоин этого, по их мнению.

mindw0rk: Волками не выглядели, а как именно?

ST: Людей со сцены редко принимали за компьютерщика. В этом был шик. Выглядеть так, чтобы никто не мог предположить, что ты имеешь что-то общее с компьютерами. Это как выехать за рубеж в начале 90-х и производить впечатление американца или немца тем, что ты прекрасно говоришь без акцента на английском, и выглядишь как европеец. Если вы видите сборище людей, у которых на груди висит сгоревший ДИММ, а на спине рюкзак с процем, то это мимо кассы.

mindw0rk: Программные предпочтения компьютерщиков того времени... на каких ОС работали, чем серфили сеть, в какие игрушки играли, какие проги считались must have в коллекции?

ST: DOS от 3.0 до 7.00, с обязательным переходом через 6.22. Windows 95 - мы месяц не могли поверить, что под виндами можно одновременно скачивать что-то, играть, и подбирать пароли по словарю. Хотя в первых версиях работа с модемом не отличалась высоким качеством (при переключении окон, связь могла сорваться или cps падал), все равно это была революция. 95-й винде прощалось все, вообще все, за то, что она дала возможность делать многие вещи одновременно. OS/2 была популярна так же, как сегодня Macintosh – постольку поскольку. Ну а до этого - Windows 3.1 и 3.11 for workgroups, AOL, Compuserve или Local ISP с Winsocket. Но это был эксклюзив, об этом в 1994 даже поговорить было не с кем. Среди игр каждый год появлялся новый хит, но многих сплотил, конечно, DOOM. Must have’ные программы для 1994 года: DOS 5.0, Win3.11, Terminal, Pkunzip, Pkzip, Arj, Vc, aidstest, Norton Utilities, Lexicon. Все остальное по желанию, в индивидуальном порядке. Но этого списка вполне хватало, чтобы выполнить 95% системных задач. Многое шло в комплекте с DOS-ом: папки с софтом для игр, программирования, музыки (если у кого-то был COVOX или Sound Blaster - редкая тогда роскошь). Термин "хакер" использовался крайне редко, так как ломать попросту было нечего, там, где ломали – то чаще всего топором и ночью, и парней таких называли бандитами.

mindw0rk: Какое место на мировой сцене занимала Россия? Были ли русские команды хорошо известны, или мы всегда оставались в тени запада? Какие проекты и достижения русских хакеров/кракеров стали известны за пределами СНГ?

ST: Никакое. Софт из России достиг мировой планки только после 97-го года (The Bat, Rar), до этого мы только потребляли. Как следствие, похвастаться особо было нечем. Чисто русские команды известны не были, но некоторые группы, основанные русскими или при участии русских, таки получили известность. Та же Drink or Die. Хотя практически в каждой топовой хак/крак тиме состоял хоть один мембер из России, либо родившийся там.

mindw0rk: Какие были самые значительные для сцены события на протяжении 90-х гг.? И как они собственно повлияли на сцену?

ST: Думаю, не ошибусь, если выделю такие этапы:

-отмирание старой школы (доски, модемы на2400, софт до 1 Mб);
-развитие интернет (убил, как говорят европейцы, "чувство сцены");
-развитие fraud scene на базе интернет (акценты сместились);

Все остальное: аресты, тусовки и так далее, было вторично. Как и в конце 80-х, когда умерла сцена старых компьютеров, в конце 90-х эпоха закончилась, и люди из новой волны, с ICQ и своим видением сцены, стали все перестраивать под себя. Мне кажется, это нормально. Естественный ход эволюции.

mindw0rk: Какие страны в 90-х считались самыми продвинутыми в плане хакинга, кракинга и андеграунда? Отличалась ли чем-то сцена в разных странах?

ST: Россия и Украина зажигали по полной. Можно было делать все, что угодно, так как не было никакой законодательной базы. Нашей свободе завидовали все. В России не было ограничений, как у ребят в Европе и Штатах. Дальше - Шведы (Rebels, одна из сильнейших команд, именно оттуда), потом Французы, Немцы и Бельгийцы. Они все в тусовке, всегда вместе, регулярно приезжали друг к другу. Правда, французы и бельгийцы всегда откровенно издевались над немцами за то, что те слишком тормозные и серьезные. Но в целом, дружили. Большая активность была в США. Вообще грубо говоря было две сцены - европейская и штатовская. Так как из-за разницы во времени, в штатах вставали тогда, когда у нас все ложились спать, европейцы нередко засиживались до утра, чтобы решить какие-то вопросы с американцами. Сцена в каждой стране отличалась традициями и национальными особенностями, но примеров привести не могу – просто не помню.

mindw0rk: В начале 90-х гг. в США несколько лет велась электронная война между хакерскими группами Legion of Doom и Masters of Deception. Были ли подобные столкновения между русскими хакерами и кракерами?

ST: Да нет, кракеры всегда старались держаться особняком, понимая, что если кто-то серьезно и нарушает законы об интеллектуальной собственности, так это они. Те, кто реально нарушал закон, не высовывались – понимали, что за это можно получить статью, или что еще хуже, стрелу, после которой ты окажешься где-нибудь в лесу или подвале. К Мише Jimmy Jamez, герою недавно опубликованной у вас статьи о Drink or Die, отношение было неоднозначное. Те, кто хорошо его знали, редко водили с ним дружбу более года - он себя вел всегда вызывающе, часто с лишними на тот момент понтами. Если бы он не уехал, то серьезный конфликт был бы наверняка. На мировой сцене нас всегда уважали и боялись, так как подрастающему поколению парни из России внушали животный страх рассказами о пушках, водке, мрачных улицах и других вещах. Поэтому там даже намека не было на какие-то трения. А внутри страны – так, по мелочам. Молодые были.

mindw0rk: Расскажи о группе Sodom. Как она появилась, как развивалась, чем вы занимались, немного о мемберах, когда был самый пик активности и когда произошел спад, над какими проектами работали, и чем закончилась история команды?

ST: Группа Sodom появилась в 1995 г. 80% первоначального состава составлял Питер, 20% - Москва. Полгода спустя половина людей были уже из Европы, к концу пришли мемберы из США, Австралии, Канады. В группе было около 50-60 человек, из России в основном кракеры и те, кто занимался организацией. О мемберах говорить не буду – это отдельная тема разговора. Скажу только о тех, о ком остались особенно хорошие воспоминания: Katz - США, 39 лет, женщина, которая внесла домашнюю атмосферу; IPggi – Австралия, человек, запустивший электронный журнал defacto, где освещалось все, что происходило на мировой сцене; Sensi – Франция, парень, который всех подпитывал треками регги-музыки и который следил за поставщиками релизов; Jaq in the Box – Россия, человек, который поддерживал общение со всеми звездами мировой сцены и который был душой канала Sodom; Dizzident & Waxattack – Германия, лидеры самой успешной европейской курьер группы того времени Devotion, они следили за тем, чтобы у нашей команды были лучшие сайты в качестве "дропов", и чтобы релизы распространялись быстро и без косяков. Пик активности пришелся на 1997 год – тогда нас очень уважали за качество и количество релизов, а лозунгом была фраза: "Russian Mafia - we'll take care of you". Закрылись в 1998 г., после изменения вектора личной жизни у лидеров команды. Основным нашим проектом была группа и все что с ней было связанно. История Sodom закончилась финальной встречей в интернете, где все поблагодарили друг друга за веселье, которое мы испытали вместе, за победы и поражения, за ощущение того, что мы все в месте делали какое то дело.

mindw0rk: Насколько активно наша доблестная милиция занималась компьютерными делами? Ловили ли "крупную рыбу", или перебивались мелкой рыбешкой? Существовала ли вообще угроза для серьезных людей, которые на взломе и кардинге делали большие деньги, попасть за решетку?

ST: Наша доблестная милиция была настолько же активна, насколько хорошо оснащена компьютерами, и насколько хорошо разбиралась в тонкостях tcp/ip. То есть никак. Доблестной милиции, в принципе, было глубоко наплевать, до того как создали отдел "Р", который через полгода скатился к банальной прослушке за деньги. Крупную рыбу никогда не ловили и не поймают, так как крупной рыбе в России делать нечего. С точки зрения дел. С точки зрения проживания - да, крупная рыба и у нас, и на Украине водится. Но смысла делать что либо тут, в связи с большей доступностью там - нет. Банковская система в США и Европе на 50 лет старше нашей, и вариантов для телодвижений там, конечно, больше. За решетку люди попадали и у нас, и там, но базу всегда под это подводили другую, брали всегда на другом. Чаще всего люди попадались на случайностях, вещах, не имеющих ничего общего с кардингом, а веером заносило все и всех. И в результате накрывало еще больше. Так как доказать фрауд сложно, многие, кто попался, сидели срок за другие преступления. В нашей стране, при количестве специалистов в органах, которых можно пересчитать по пальцам, не грозит вообще ничего. Например, сетевая порнография в нашей стране процветает спокойно, хотя уровень публичности там гораздо выше, и базу подвести легче. Говоря "не грозит ничего", я говорю о людях, которые живут этим, и знают все подводные камни, которые следует избегать. "Не срать, где живешь", то есть, не трогать российский интернет и компании с русским капиталом, всегда всю информацию держать в максимально зашифрованном виде, регулярно менять оборудование, и так далее.

mindw0rk: Было бы интересно послушать пару инсайдерских историй. О которых мало, кто знает, но о которых тебе интересно вспомнить.

ST: Не вопрос. Все, наверное, помнят историю Левина и Ситибанка – это была самая разрекламированная байка о том, как наши и их спецслужбы лажанулись, хотя обрисовали так, что внушался страх перед новыми взломами. Суть в том, что Левин не ломал Ситибанк. Там ломать, на самом деле, было нечего. Стояла проблема обналичить деньги так, чтобы это не вызвало подозрений. Что Левин и сделал, но не до конца, в связи с известными фактами. Насколько я помню, через протокол x25 можно было спокойно, без авторизации, зайти на терминал оператора банка. Эту дырку нашел некто и, так как защиты не было вообще, не особо поверил в ее работоспособность. Проверить было негде – в 94-м году интернет-банкинга не было в принципе. И в один прекрасный момент, когда автору находки стали нужные деньги, он ее продал Левину, торговавшему тогда компьютерными запчастями. Естественно, без задней мысли, что это сработает. А через какое-то время стало известно, что Левина арестовали. Можно себе представить, какое удивление испытал этот некто, когда узнал, за что.

mindw0rk: Можешь рассказать о судьбе старичков сцены?

ST: Нет. Я с уважением отношусь ко всем ветеранам, и не хочу вмешиваться в их приватность. Большинство просто сменило вектор, обзавелись семьей, работой, детьми. Некоторые трагически погибли, некоторые отсидели сроки в разных странах, познакомились с ФБР, Интерполом, Секретной Службой США, СИЗО и этапированием. Некоторые все еще в теме, но это не имеет ничего общего с тем, что было в начале. Все, кто сейчас жив, просто повзрослели на 13 лет, и посмотрели на прошедшие годы другими глазами.

mindw0rk: Насколько сильно изменилась сцена за 10 лет? Какие главные отличия новой тусовки от старой?

ST: Я ушел в 98-м году и мне сложно судить, что произошло в последующие 7 лет. Могу предположить, что главные отличия в ценностях, которые исповедуют люди, занимавшиеся этим тогда и сейчас. Произошло бурное омоложение, с 17-22 лет, составлявших раньше средний возраст начинающих, до 9-13 лет. Что не пошло на пользу, на мой взгляд.

mindw0rk: Есть ли у тебя ностальгия по тем временам? Чего из того времени тебе больше всего не хватает?

ST: Ностальгии нет. Приятно вспомнить некоторые моменты, но в целом, это было косвенное увлечение компьютером, изучение которого проходило в тот период жизни. Не хватает, возможно, той анонимности интернета, которая была в 1995 году. Там было ограниченное количество людей, и это имело свои преимущества. Сегодня я живу настоящим, знаю, что прошлого не вернуть. Эту эпоху я давно закрыл, и считаю что у нее были свои плюсы. Интернет становиться тем, чем и должен стать - обыкновенным инструментом цивилизации, со своими правилами и стандартами. Период бурных перемен прошел, и дальше будет спокойное поэтапное развитие. На смену интернета придет что-то новое, новые идеи, новые люди, которые будут строить свою сцену, получать свой фан.


(c) mindw0rk, mindw0rk@gameland.ru
(c) "Gameland"

обсудить  |  все отзывы (0)

[28437; 25; 8.48]





мини-реклама
Разработка проекта в дизайн проект квартиры москва тут . Geely Москва - джили ситирей 2024.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





  Copyright © 2001-2024 Dmitry Leonov   Page build time: 0 s   Design: Vadim Derkach