образовательное 03.02.11 12:49 // оригинал
Тут на днях на ежелисте поднялось обсуждение нового проекта образовательного стандарта и письма против него. Как человек занудный и не терпящий пробежек толпой, скачал этот проект и вчитался в него - благо, он всем доступен. По итогам могу сказать следующее:
Полное ощущение, что большинство подписантов текст не читало, а прибежало покричать за компанию. Стоны акакжебезлитературы, акакжебезматематики не вполне понятны - в каждую предметную область заложен некий общий aka интегрирующий курс, который возьмут те, кому важнее другой профиль. Под это явно верстались "русская словесность", "обществознание", "математика и информатика", "естествознание". Причем как минимум этот один общий курс на направление должен быть выбран, без Достоевского с Толстым остаться не дадут. И базовые требования в этих интегрированных курсах заложены вполне нормальные. Я бы даже сказал, что интегрирующие курсы по описаниям не сильно уступают тому, что сейчас читается всем подряд - если вообще.
Вот, например, цитаты из описания интегрирующего курса по словесности:
1) сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; сформированность интереса к чтению художественной литературы;
2) понимание литературы как художественной модели мира (на материале выдающихся произведений отечественной и мировой литературы XIX – начала XXI в.);
3) знание образцов классических текстов русской и мировой литературы, помогающих школьнику осмыслить ее непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль, обеспечение на этой основе культурной и национальной самоидентификации;
От профильных же программ такое ощущение, что это такая попытка легализовать то, что и так реально происходит после выбора "куда пойти". Причем если они реально будут выполняться, ВУЗам придется серьезно перетряхивать программы первых курсов.
Цитаты из требований к профильным курсам по русскому, литературе:
7) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
8) овладение различными приёмами редактирования текстов;
9) сформированность умений нормативного употребления языковых единиц, оценивания устных и письменных высказываний с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
10) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.
2) понимание и осмысленное использование в читательской и интерпретационной деятельности понятийного аппарата современного литературоведения;
3) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста (в том числе произведений современной отечественной и мировой литературы);
5) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера;
6) умение анализировать художественный уровень трактовки литературного произведения представителями других видов искусства (графика и живопись, театр, кино, музыка);
8) сформированность представлений о принципах основных направлений русской литературной критики.
По информатике:
Интегрированный курс:
9) умение использовать готовые компьютерные программы для построения, проведения экспериментов и наблюдений на плоскости и в пространстве, использовать программы, позволяющие проводить эксперименты и наблюдения динамически (в движении);
10) умение записывать различные виды информации на естественном, формализованном и формальном языках, преобразовывать одну форму записи информации в другую, выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью;
11) умение использовать основные методы и средства информатики: моделирование, формализацию и структурирование информации, компьютерный эксперимент при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение использовать основные алгоритмические конструкции;
Базовый уровень:
2) владение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;знание основных конструкций программирования (ветвление, цикл, подпрограмма); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования; отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных; понятие о базах данных и средствах доступа к ним; умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных (электронные таблицы, средства построения графиков и диаграмм, гипертекст, мультимедиа);
Профильный:
2) овладение понятием сложности алгоритма; знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных (целые, вещественные, символьные, строковые, логические) и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов (графы, деревья, списки и т.п.), знание их простейших свойств и алгоритмов анализа этих объектов; представление о кодировании и декодировании данных, о причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений о тенденциях развития компьютерных технологий, об операционной системе и основных функциях операционных систем, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
9) владение опытом построения и использования моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами.
Основные претензии, с которыми на первый взгляд можно согласиться - 40% на фигню в лице ОБЖ, физкультуры и невнятной "России в мире" и ограничения на выбор 1-2 предметов по направлению.
С другой стороны, фигни в старших классах всегда было много - вспомните этику и психологию, нынешние задуховные курсы. Реально все равно все будет зависеть от школ, и у нормальных пространство для маневра есть - та же "Россия в мире" выглядит смесью обществоведения, экономической географии и последних разделов истории СССР (кстати, забавно сравнить фрагмент протестного письма, где поминают "историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения" и кусок из описания этого загадочного предмета: "сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента формирования российской идентичности"). Плюс в эти 40% входит и индивидуальный проект, в который, насколько я понимаю, вполне можно впихнуть продвинутую работу в выбранной области. В общем, не восторг, но и не ужас-ужас.
Ограничение на 1-2 курса - да, выглядит жестковато. Но тут, похоже, авторы влетели в чисто арифметическую проблему - как впихнуть все в ограниченные часы, оставив по непрофильным направлениям хотя бы интегрирующие курсы. Т.е., как ни забавно, проблема не в том, что авторы проекта злонамеренно собираются оставить за бортом великую русскую литературу - а в том, что они не дают этого - скажем, взять три математики ценой полного отказа от литературы. И это понятно - в таком случае вой был бы значительно сильнее.
Update: ну, как выяснилось, при необходимости 1-2 курса можно довести и до 3 с помощью курса по выбору, так что эта претензия по большей части снимается. А тем, кому мало трех курсов подобной интенсивности, наверное, нужно по-быстрому заканчивать экстернат и валить из школы.