|
Правовое регулирование электронной коммерции (интервью журналу “Мир ПК”, в сокращении)1) Существуют ли сейчас, в современной России какие-либо законы, которые регламентируют деятельность Ecommerce? Нет. В настоящий момент в России существует множество нормативно-правовых актов (в т.ч. и законов), содержащих только общие положения или лишь затрагивающих отдельные элементы электронной коммерции. Есть ряд подзаконных актов определяющих некоторые вопросы Ecommerce, скорее даже относящихся к ней, чем полноценно ее регулирующих. В частности, в банковской системе существуют ведомственные акты Центрального Банка РФ об организации электронных межбанковских расчетов в России и в т.ч. об обмене электронными документами, но этого явно недостаточно для становления полноценного правового регулирования электронной коммерции в России. 2) Какие законы нужны для того, чтобы отечественный ecommerce развивался, по меньшей мере, нормально? Как говорится: «сколько юристов – еще больше мнений». Шутка… Конечно, правовое регулирование электронной коммерции необходимо, эту позицию уже разделяют как юристы, так и предприниматели Интернета. Отсутствие правовой базы является серьезной проблемой, влияющей на предпринимательскую деятельность в сети и сдерживающей ее. В настоящее время, как средство решения, есть несколько подходов. Один из них связан с принятием глобального нормативного акта, в полном объеме регламентирующего электронную коммерцию и всех ее аспектов. Решение представляется интересным, но вряд ли осуществимым. Предпочтительным, мне кажется, дополнение современной правовой базы отдельными нормативно-правовыми актами как детально регламентирующими электронный документооборот и применение электронной цифровой подписи в нашей стране, так и устанавливающими процессуальный механизм защиты пользователей электронных технологий. В частности, мне представляется необходимым, прежде всего, принятие федерального закона «Об электронной цифровой подписи». Он должен в полном объеме легализовать применение ЭЦП в предпринимательских отношениях и четко определить порядок ее использования. К сожалению, на парламентских слушаниях в Гос. Думе «О правовом регулировании использования сети Интернет в РФ» в мае этого года было сказано, что принятие этого законопроекта предполагается в конце 2000 – начале 2001 года, необходим он, как говорится, «уже вчера» и его принятие относится к числу приоритетных в обсуждаемой области. Есть и ряд других вопросов требующих законодательного урегулирования, но и увлекаться «законотворчеством» нельзя. Сеть за период своего существования великолепно продемонстрировала, эффективность самостоятельного регулирования и развития в отсутствие государственного воздействия. Так нужно ли ей законодательство? Думаю да. Но оно должно быть не глобальным и всеохватывающим, а регулирующим только отдельные аспекты ее использования. 3) Какова должна быть роль государства в развитии ecommerce? Как я уже говорил, Интернет нуждается в государственном регулировании отдельных вопросов. Но лишь отдельных! Необходимо развитие законодательства не только в сфере электронной коммерции, но и в других областях, например, разработка механизмов безбумажной работы с государственными структурами (по зарубежному опыту), разрешению таможенных и налоговых вопросов в условиях формирующейся «киберэкономики». Помимо этого, думаю, в скором времени в сети сформируются судебные (т.ч. третейские) органы, которые будут разрешать споры как по законодательно урегулированным вопросам, так и самостоятельно восполнять пробелы в праве, применяя аналогию права и закона, не кивая на законодателя, мол «на нет и суда нет». Причем, далеко не каждое вынесение решения в Сети усложняет его исполнение. Например, определенные виды денежных взысканий со счетов даже упрощаются. Но это дело будущего… 4) Последнее время, стали появляться новые игроки на российском правовом поле, которое напрямую связано с развитием интернета в нашей стране, (например СОЭ) какую роль они играют в развитии Ecommerse? Думаю, будущее Рунета должно формироваться с участием самых разных его представителей. Именно они должны представлять интересы сетевого сообщества на законодательном уровне, подготавливать и отстаивать законопроекты необходимые Сети. Правовую базу Рунета должны формировать преимущественно юристы Сети, а не гос. аппарата. Поскольку, в Госдуме не исключается создание подкомитета по делам электронной коммерции, то именно тут и пересекутся интересы государства к Сети и Сети к государству (праву). Поэтому сетевое сообщество должно быть готово к конструктивному диалогу сейчас, пока формируется законодательство об электронной коммерции, а не потом, когда его необходимо будет исправлять! 5) Как должно выглядеть российское законодательство по отношению к хакерам, которые воруют из интернет-магазинов? Мне кажется, что современное материальное право, хоть и не достаточно отражает реалии, но вполне позволяет привлекать к ответственности хакеров всех мастей (подробнее см. http://www.hackzone.ru/articles/law.html ). Увы, отстает процессуальное право (определяющее порядок рассмотрения дела, доказательственную базу и др.) в этой сфере пока еще действуют кодексы РСФСР, т.е. «советских» времен и, конечно, существенно отставших от современных правоотношений. 6) Можно ли назвать идеальным, по отношению к ecommerce, законодательство какой – либо страны? Трудно назвать «идеальное» законодательство, но, в целом, страны Евросоюза успешно формируют национальное и европейское законодательство, стараясь разрабатывать общие правила для всех стран-участников. В целом, правовое регулирование электронной коммерции в зарубежных странах развивается примерно в одном русле. Наибольшее внимание уделяется вопросам регулирования электронного документооборота, признания юридической значимости электронной цифровой подписи и детальной регламентации ее применения, развития законодательства о системе электронных расчетов. Наиболее разработанным является законодательство США и Германия. Но и оно, пока еще, в стадии становления. 7) Против кого, должно быть направлено законодательство, которое относится к ecommerce? Не думаю, что законодательство должно быть направленно непосредственно против кого-либо. Оно должно определить и/или узаконить уже сформировавшиеся «правила игры», разработать эффективный механизм функционирования электронной коммерции, защиты участников от «непорядочных» лиц и иметь четкую, отлаженную систему привлечения к ответственности, так как эффективность наказания не в строгости, а в неизбежности. 8) Что должно появиться в законодательстве нашей страны, чтобы ecommerce умер? Наверное, только чрезмерная «забота» государства способна задушить электронную коммерцию. В случае введения излишних налогов, сборов и иных «поборов» электронная коммерция утратит свои достоинства и окажется экономически невыгодной. Влияние может оказать и множество иных факторов, влияющих на сеть: высокая повременная оплата телефонных услуг, «суровая» законодательная регламентация существования провайдеров, неоправданная регистрация и лицензирование Интернет-деятельности и другое. 9) Кто «бежит» впереди ecommerce или законодательство к нему? Право, увы, явление консервативное. Поэтому обычно оно узаконивает уже сформировавшиеся отношения, но бывает и наоборот – формируется теоретический правовой механизм и внедряется в практику. В истории нашей страны были и те и другие примеры. Думаю, с электронной коммерцией будет и то, и другое, но с преобладанием «узаконивания». Поэтому, как я уже говорил, необходимо плотное сотрудничество Сетевого сообщества с законодателем. Ругать и критиковать закон легко, создать хороший – сложнее (знаю по опыту). Повторюсь, разработка нормативно-правовой базы электронной цифровой подписи, документооборота, системы расчетов и, вообще, электронной коммерции требует активного участия широкого круга специалистов и учета существующей мировой практики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|